За ЖК-матрицей и светорассеивающим фильтром располагается массив светодиодов (по-английски сокращенно обозначаемых как LED, от light-emitting diode). Тогда как в обычных ЖК-телевизорах используются ряды флуоресцентных ламп, тоже прикрытые светорассеивателем:
Почти наверняка «корытце» с лампами будет толще и тяжелее, чем подложка с матрицей светодиодов. Отметим, что приведенные фотографии не имеют никакого отношения ни к тестировавшейся модели телевизора, ни к компании Samsung, а всего лишь иллюстрируют принцип.
Дизайн телевизора можно охарактеризовать двумя словами — стильный и тонкий. Относительно широкая рамка вокруг матрицы имеет строение бутерброда — сверху слой прозрачного пластика, а под ним располагается слой полупрозрачного темно-красного пластика. Обе накладки немного выступают за габариты корпуса, притом прозрачная чуть больше. В итоге у телевизора как бы нет четкой границы, что придает дизайну некоторую воздушность. В комплект поставки предусмотрительно включена специальная чистящая салфетка для безопасной чистки глянцевых поверхностей, которые легко поцарапать неподходящим материалом. Внешняя поверхность самой матрицы черная и зеркально-гладкая. Внизу по центру под логотипом находится ИК-приемник и сенсорная кнопка включения. Еще ниже — белая светодиодная подсветка, режим работы которой задается в меню: выключена, включена в режиме ожидания, включена при работе, включена всегда. Еще эта подсветка мигает при прогреве телевизора и подмигивает при получении телевизором команд с пульта ДУ. Правее — шесть сенсорных кнопок никак не подсвечиваемых, обозначенных только неконтрастными значками.
Сзади телевизор прикрыт металлическим кожухом. Несколько прямоугольных групп отверстий образуют вентиляционные решетки. Охлаждение пассивное. Есть разъем для замка Кенсингтона. Кабель питания уходит под пластиковую крышечку, прикрывающую нестандартный разъем питания. Интерфейсные разъемы расположены в неглубокой нише и ориентированы в плоскости экрана, часть вниз, часть вбок.
За решеткой с круглой границей находится низкочастотный динамик, а остальные четыре овальные среднечастотные динамики расположены за решетками на нижней грани корпуса. Стойка подставки изготовлена из прозрачного пластика, а основание, усиленное металлической пластиной, — из толстого стекла.
Снизу основание выкрашено с переходом от прозрачного периметра через градиент красного к черному. Опирается подставка на четыре резиновые ножки-таблетки. Конструкция подставки жесткая, телевизор стоит на ней устойчиво. Блок экрана можно поворачивать вправо-влево на 20° (по данным производителя). Для крепления к настенному кронштейну предусмотрены четыре резьбовых отверстия, расположенные по углам квадрата 400 мм.
Корпус пульта изготовлен из черного пластика, внешние поверхности которого зеркально-гладкие. Форма пульта необычная, с таким вычурным загибом к низу, тем не менее, пульт удобно лежит в руке, а глянцевый пластик, прилипающий к ладони, исключает выскальзывание пульта. Подписи к кнопкам контрастные, самыми нужными кнопками можно пользоваться на ощупь. Есть светодиодная подсветка кнопок, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой с изображением лампочки. Режим несколько отличается от типичного для проекторных пультов — при включении режима с подсветкой любое нажатие на кнопки включает подсветку.
В принципе, за исключением USB телевизор оснащен стандартным для его класса набором интерфейсов. Однако стремление к уменьшению толщины корпуса внесло свои коррективы в реализацию. В результате компонентный, композитный и аудиовходы уместились в два миниатюрных гнезда миниджек 3,5 мм с четырьмя контактами каждый, а SCART — так и вовсе в проприетарный многоконтактный разъем. Вместе с телевизором нам не досталось ни одного из требуемых переходников, поэтому качество этих интерфейсов мы не тестировали. Впрочем, SCART мы бы и так, скорее всего, не стали бы тщательно тестировать. Остальные разъемы — стандартные и полноразмерные, но для подключения к антенному гнезду нужно использовать кабель с разъемом малого диаметра, а вот для подключения к VGA можно использовать кабель со стандартным разъемом, хотя этот момент поначалу и вызывал некоторые опасения. Первый разъем HDMI и VGA-вход можно использовать в связке с аналоговым аудиовходом PC/DVI AUDIO IN. Что несколько огорчило, так это отсутствие выхода на наушники. При работе телевизор греется несильно и не издает никаких звуков, но для любителей прислушиваться со стетоскопом, отметим, что, если прижаться ухом к корпусу телевизора, то при уменьшении яркости подсветки слышно слабое потрескивание.
Меню занимает или весь экран, или большую его часть. Шрифт удобочитаемый, навигация удобная и экономная. При настройке изображения меню с экрана исчезает, остается только окошко с параметром, что позволяет без помех оценить вносимые изменения.
На экран вместе с меню выводится подсказка по функциям кнопок, а также в большинстве случаев и краткое описание выбранной настройки/функции. Есть встроенное красочное руководство, объясняющее, как получить изображение наилучшего качества, и окно с разъяснениями, куда обращаться в случае возникновения проблем. Кстати, определить наличие проблем с самим телевизором помогут встроенные тесты изображения (приведен выше на фронтальной фотографии телевизора) и звука. Есть русская версия графического интерфейса, перевод достаточно адекватный. На сайте компании можно найти английскую и русскую версии руководства. К компоновке материала в руководстве и наполнению можно придраться, но все основные моменты в руководстве описаны. Телевизор нам достался с прошивкой 000084, которую мы сразу обновили до актуальной 002006.
С подключенного по USB носителя телевизор умеет проигрывать MP3-файлы и показывать JPG-картинки. Без проблем прочитались флешка на 32 Гбайта и мультиформатный картовод, при этом телевизор увидел все вставленные в картовод карточки и предоставил возможность выбрать нужную. Переносного USB-винчестера, к сожалению, под рукой не оказалось. Интерфейс файлового браузера приятный по дизайну и удобный в использовании.
В названиях папок и файлов кириллица отображается корректно. В случае MP3-файлов показывается информация из тэгов и даже картинка-миниатюра, если она есть, но русские теги должны быть в юникоде. При воспроизведении музыки плеер телевизора умеет самостоятельно переходить в следующую папку, пауза между MP3-файлами небольшая.
Телевизор без проблем воспроизвел все наши тестовые MP3-файлы, как моно, так и стерео, закодированные с самым разнообразным сочетанием битрейт/частота. В полноэкранном режиме JPG-картинки плотно вписаны в экран с сохранением пропорций. При просмотре в режиме слайд-шоу настраивается интервал смены картинок, а для фоновой музыки можно выбрать несколько файлов MP3.
Есть регулировка стереобаланса, пятиполосный эквалайзер, функция имитации многоканального звука и функция автоматического выравнивания громкости звука, а также ряд настроек, относящихся к цифровому телевидению. Встроенные громкоговорители можно отключить, выбрав режим внешней акустики. Предустановленные наборы значений настроек хранятся в четырех профилях, под пользовательские отведен один профиль.
Встроенные акустические системы не очень громкие, они хорошо передают звук от средних до высоких частот, но плохо справляются с низкими и даже отдельный низкочастотник на задней стенке не помогает — при превышении некоторого уровня по низким частотам слышен только дребезг. Также в области средних частот есть резонансные пики, что придает звуку некоторый налет «пластмассовости».
В неблагоприятных условиях приема (Москва, Останкинская башня далеко и окно на нее не смотрит) на комнатную антенну телевизор нашел 13 аналоговых ТВ-станций — это не самый лучший результат. Из них 2 отличались картинкой хорошего качества, 5 — приемлемого, а 6 — плохого. Список каналов, полученный в результате автопоиска, можно отредактировать вручную.
В свойствах аналогового канала редактируются система звука и система цвета. Кроме того, можно подправить частоту вручную, запустить поиск от текущего канала или непосредственно указать частотный диапазон в сетке вещания.
Для канала можно ввести имя (5 символов) и/или отправить его в список избранных. Есть возможность запрограммировать показ каналов по расписанию или просто установить таймер на отключение (30-180 мин). На пульте есть кнопка возврата на предыдущий канал! Выбранные ТВ-каналы можно заблокировать PIN-кодом (защита от детей). Телевизор показывает телетекст (кириллица поддерживается) и декодирует стереозвук. Цифровое вещание, кроме повышения качества изображения и звука, дает возможность пользоваться дополнительными функциями, например, электронной программой телепередач. В данном телевизоре есть цифровой тюнер и поддержка функций ему сопутствующих, вот только полноценного цифрового вещания в Москве нет. Но будет, когда-нибудь...
Настроек изображения относительно много — это и регулировки, отвечающие за цветовой баланс и за яркостный, и за повышение четкости, а также настройки, регулирующие работу функций шумоподавления, прогрессивного преобразования и улучшения передачи движения.
Вряд ли обычный пользователь будет использовать все из них, но при желании есть, с чем поиграться. Предустановленные значения настроек хранятся в четырех профилях, а внесенные корректировки запоминаются для каждого типа источника сигналов.
Режимов геометрической трансформации 5: 16:9 — подойдет для просмотра картинки 16:9 и анаморфированных фильмов, Ш/экр.увл — неравномерное увеличение (растяжение от центра по горизонтали), вариант просмотра картинки 4:3 на широкоформатном экране телевизора, Увел. — для LetterBox, 4:3 — картинка 4:3 в центре экрана, по бокам — черные полосы.
В режимах Ш/экр.увл и Увел. есть регулировка позиции по вертикали, а в режиме Увел. — и растяжения картинки по вертикали. В случае HD-сигналов при выборе режима По экрану отключается оверскан, только для сигнала 720p обрезается по 1 пикселю по периметру, но без увеличения до границ экрана. В режиме Широкий авто телевизор сам пытается подобрать наиболее оптимальный тип трансформации, используя специальные флаги/сигналы в видеосигнале или в разъеме, а предпочтительный вид трансформации для картинки 4:3 задается пользователем.
При VGA-подключении поддерживаются несколько режимов, и, что оказалось очень важным, режим 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц. Автоподстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и на удобных картинках правильно. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся четко и без артефактов. Качество вывода тонких цветных линий высокое. На шкале серого оттенки различимы в диапазоне от 0 до 255 через 1 (после подстроки параметра Яркость).
В случае DVI-подключения (с помощью простого кабеля-переходника с HDMI на DVI) режим 1920 на 1080 поддерживается, при этом нет никакой интерполяции, картинка выводится пиксель в пиксель. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся четко и без артефактов. Качество вывода тонких цветных линий высокое, однако, для вертикальных линий яркостная четкость немного увеличивается в ущерб цветовой четкости. На шкале серого оттенки различимы в диапазоне от 0 до 255 через 1. HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Телевизор поддерживает режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, завал в светах и тенях полностью контролируется настройками Контраст/Яркость, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с.
При подаче чересстрочных сигналов в режиме "фильм" Авто1/2 телевизор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Телевизор отлично справился с нашими тестовыми фрагментами с неподвижными мирами, двигающиеся миры временами выводились по полям. В случае тестовых фрагментов с диска HQV (NTSC 2-2/30 кадр/с и 3-2/24 кадр/с) кадры правильно составлялись из полей, но в очень трудных случаях чередования полей иногда мелькала характерная «расческа».
Функция подавления видеошумов эффективно уменьшает зернистую рябь, не доводя работу до появления артефактов. Видеопроцессор телевизора на неподвижных объектах устраняет характерные цветовые артефакты при приеме аналоговых ТВ-программ (при композитном подключении, видимо, тоже). В случае чересстрочных сигналов выполняется качественное сглаживание границ объектов в движении.
Функция 100Hz Motion Plus отвечает за повышение плавности движения и четкости динамичной картинки. Ее работа настраивается с помощью двух параметров: Снижение размытия и Снижение дрож.
Как выяснилось, первый влияет на скорость отклика, а потому имеет значение при реальных 60 кадр/с, а второй отвечает за включение и настройку вставки промежуточных кадров, а значит, приносит пользу при входном сигнале 1080p@24. Пользователь может вручную регулировать эти параметры или просто выбирать подходящий профиль с их сочетанием. Вставка промежуточных кадров работает очень хорошо — движения становятся плавными, даже для быстрых движений устраняется строб, артефакты, встречающиеся на границах объектов, эффективно маскируются чем-то вроде аккуратного размывания.
Определение некоторых параметров чуть было не сорвалось, так как в телевизоре есть не отключаемая функция динамической подстройки яркости. Для темных сцен яркость уменьшается (не локально, а по всей площади экрана), а для полностью черного поля подсветка отключается совсем. Это затрудняет определение реального контраста, углов обзора и других характеристик. Хорошо, что при VGA-подключении эта динамическая подстройка не работает, в итоге, если не указано иное, телевизор при проведении аппаратных тестов был подключен по VGA.
Для оценки качества цветопередачи, использовался колориметр GretagMacbeth Eye-One Display LT. Параметры целевой гамма-кривой: Gamma = 2.2, Whitepoint = 6500 К.
Оттенок | Цветовая температура на шкале серого, К (delta uv) | |||
25% | 50% | 75% | 100% | |
Норм. | 9420 (0,632) | 9410 (0,630) | 9440 (0,623) | 9420 (0,559) |
Приведенный ниже график показывает, какая нужна коррекция цветов в случае профиля Норм. (в идеальном случае все три цвета ложились бы на прямую, идущую из нижнего левого угла в верхний правый).
По мнению нашего калибратора, требуется коррекция усиления двух цветов (что может быть выполнено через меню с дополнительными настройками), но, по всей видимости, наш калибратор не умеет правильно работать с LED-подсветкой, обладающей такими спектральными характеристиками, поэтому остановимся на субъективной оценки цветопередачи — с цветом у этого телевизора все в порядке.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при Контраст = 100 и Яркость = 44. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.
Аппаратно оттенки серого начинают отличаться с 0, 0, 0. Далее сохраняется относительно равномерный рост яркости, и каждый следующий оттенок всегда ярче предыдущего. Аппроксимация гамма-кривой при настройке Гамма = 0 дала показатель 2,25, при Гамма = -3 и Гамма = 3 — 2,59 и 1,9 соответственно. При этом реальная кривая для Гамма = 0 практически совпала со стандартной функцией с показателем 2,2.
Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4+/-0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках. В таблице приведены средние значения, а также минимальные и максимальные отклонения от средних значений.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,17 кд/м² | -23,0 | 75,7 |
Яркость белого поля | 382 кд/м² | -7,6 | 7,8 |
Контрастность | 2368:1 | -49,2 | 18,7 |
Аппаратные измерения показали, что контрастность высокая, равномерность белого поля отличная, но черного поля и контрастности — низкая. На фотографии черного поля, кроме небольшой засветки из углов, которая не затрагивает измеряемые точки, видно еще четыре области повышенной яркости.
Эти области соответствуют крепежным точкам на задней панели. У нас есть предположение, поддерживаемое наличием вмятин на задней панели, что с телевизором обращались не очень аккуратно, и это привело к повреждению ЖК-матрицы и локальному уменьшению контрастности. Ввиду этого полученные значения для неравномерности яркости черного поля и контрастности следует считать недостоверными.
Динамическая подстройка яркости (не работает при VGA-подключении) улучшает визуальное восприятие темных сцен. Алгоритм ее работы непростой, а скорость очень высокая. В большинстве случаев яркость меняется практически мгновенно, что помогает сохранить естественность изображения. Синтетические тесты показали, что яркость начинает уменьшаться при менее чем 10% площади белого на черном фоне, а при выводе черного фона во весь экран подсветка выключается совсем, что делает бессмысленным определение динамического контраста.
Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02».
Настройка Подсветка | Яркость, кд/м² |
Потребляемая мощность, Вт |
10 | 412 | 140,7 |
5 | 209 | 96,8 |
0 | 84 | 70,5 |
10 + белый шум на максимальном уровне |
412 | 145 |
При этом яркость регулируется с помощью ШИМ. Частота модуляции равна 160 Гц, это достаточно высокая частота, чтобы мерцания не было заметно. Потребляемая мощность совпала с паспортной.
Попробуем сравнить экономичность данного телевизора с LED-подсветкой в сравнении с «обычным» ЖК-телевизором, в котором используются флуоресцентные лампы. Возьмем, например, Panasonic VIERA TX-LR37G10. Для него мы не измеряли потребляемую мощность, поэтому воспользуемся данными производителя. Итого для Samsung UE40B6000VW (яркость 412 кд/м², 140,7 Вт и 40 дюймов диагональ) получаем эффективность 1,29 кд/Вт, а для Panasonic VIERA TX-LR37G10 (яркость 467 кд/м², 154 Вт и 37 дюймов диагональ) 1,14 кд/Вт. Получилось, что в данном случае Samsung UE40B6000VW на 13% эффективнее.
Параметры 100Hz Motion Plus |
Ч/б вкл., мс | Ч/б выкл, мс | Ч/б сумма, мс | Среднее суммарное между полутонами, мс |
Выкл. | 23,5 | 5,9 | 29,4 | 21,6 |
Игровой режим | 23,8 | 5,8 | 29,7 | 20,5 |
Стандарт | 7,6 | 7,9 | 15,5 | 28,4 |
Снижение размытия = 0 | 21,1 | 5,6 | 26,7 | 20,5 |
Снижение размытия = 10 | 6,8 | 9,3 | 16,1 | 28,6 |
VGA-подключение | 15,0 | 5,7 | 20,7 | 17,4 |
Как уже отмечалось, настройка Снижение размытия влияет на скорость отклика. Согласно субъективным тестам при ее увеличении скорость отклика возрастает, но аппаратные тесты показали, что при этом уменьшается только время включения при переходе от черного к белому, а все переходы между полутонами выполняются даже медленнее. Это не противоречит субъективным тестам, так как рассматривалось движение белых объектов на черном фоне. Графики ниже показывают, как меняется характер роста и спада яркости при различных значениях Снижение размытия при переходах черное поле — белое поле и поле с 40% яркости на поле с 60% яркости.
Задержка вывода относительно ЭЛТ-монитора определялась, исходя из результатов одновременной записи двумя фотодатчиками.
Подключение/параметры 100Hz Motion Plus | Задержка вывода, мс |
DVI/Выкл. | 71 |
DVI/Игровой режим | 69 |
DVI/Стандарт | 86 |
VGA/Выкл. | 47 |
Задержка довольно большая — чувствуется даже при VGA-подключении, поэтому играть в динамичные игры может быть несколько некомфортно.
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
В вертикальной плоскости. |
В горизонтальной плоскости. |
По диагонали. |
Яркость черного поля. |
Контрастность. |
Уменьшение яркости белого поля на 50%:
Направление | Углы |
Вертикальное | 36°/-37° |
Горизонтальное | 54°/-53° |
Диагональное | 46°/-47° |
Отметим плавное уменьшение яркости в горизонтальном направлении, при этом графики яркостей оттенков не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями. Яркость черного поля при отклонении по диагонали возрастает немного быстрее, чем по другим направлениям, «диагональный» эффект присутствует, но выражен слабо. Контрастность в диапазоне углов +/-82° даже для диагонального направления не опускается ниже 26:1.
Отметим преимущества, которые с нашей точки зрения дало использование светодиодной подсветки в телевизоре Samsung UE40B6000VW: тонкий корпус и уменьшенный вес, повышенная экономичность, эффективная работа динамической подстройки яркости, повышенная экологическая безопасность из-за отсутствия ртути. Благодаря высокой нативной контрастности усиленной динамической телевизор отлично справляется с показом любых типов сцен, а значит и фильмов любого жанра. Универсальный USB-интерфейс обеспечивает возможность воспроизведения музыки и картинок с использованием самых разнообразных носителей, а эффектный внешний вид вызывает восхищение, даже когда телевизор выключен. Вот только ощутимая задержка вывода несколько ограничивает игровое использование телевизора.
Source: iXBT.ru