5 октября компания BenQ официально представила в России линейку мониторов на MVA-матрицах со светодиодной подсветкой. Подробнее об этом событии можно почитать в статье «Интервью с Юрием Студеникиным, главой представительства BenQ в России», опубликованной на iTRate.ru. Первым монитором из этой линейки, доставшимся нам на тестирование, стал универсальный монитор BenQ EW2420, ближайшим аналогом которого является уже побывавший в нашей лаборатории BenQ E2420HD.
Тип матрицы | AMVA со светодиодной подсветкой |
Диагональ | 24 дюйма |
Отношение сторон | 16:9 |
Разрешение | 1920×1080 пикселей |
Область изображения | 531,36×298,89 мм |
Шаг пикселей | 0,276 мм |
Яркость | 250 кд/м² |
Контрастность | 3000:1 (динамическая 20 000 000:1) |
Углы обзора | 178° (гор.) и 178° (верт.) до контраста 10:1 |
Время отклика | 25 мс, 8 мс GTG |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн. |
Интерфейсы |
|
Совместимые видеосигналы | До 1920×1080 пикселей |
Акустическая система | Встроенные стереодинамики, 2×1,5 Вт |
Особенности |
|
Размеры (ШxВxГ) | 581,9×439,7×179 мм |
Масса | 6 кг |
Потребляемая мощность | 40 Вт максимум, менее 1 Вт в режиме ожидания |
Напряжение питания | 90-264 В, 50-60 Гц |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | $309(56) |
Ссылка на сайт производителя | www.benq.ru |
Отчет MonInfo | |
Комплект поставки |
|
Рамка вокруг матрицы изготовлена из пластика с зеркально-гладким покрытием относительно устойчивым к царапинам. Поверхность матрицы черная, по отражающей способности она имеет промежуточный между матовым и зеркально-гладким характер.
Периметр блока экрана окантован вставкой из пластика с темно-серым серебристым покрытием, в нижней части эта вставка утолщается и приобретает цилиндрический вид. Часть задней панели и накладки подставки изготовлены из черного пластика с зеркально-гладкой поверхностью не очень устойчивой к царапинам, а центральная часть задней панели имеет матовую поверхность с фактурой под кожу на большей части площади.
На правом торце находятся 5 кнопок управления, подписанные белым на рамке спереди.
Кнопка питания расположена в правом торце цилиндрической части окантовки. Эта кнопка подсвечивается индикатором состояния, который не светится, когда монитор выключен, неярко светится зеленым при работе (спереди свечения не видно), и светится оранжевым в режиме ожидания. Расположение этой кнопки и индикатора очень удачное — кнопка легко находится, ее сложно случайно нажать при использовании меню, а индикатор не отвлекает от изображения на экране. На левом торце — разъем для наушников, два USB-порта,
а на нижнем торце — небольшие решетки встроенных громкоговорителей. Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в нише сзади и ориентированы вниз.
Сзади в нижнем углу можно обнаружить разъем для замка Кенсингтона. Основание подставки снизу усилено стальной площадкой. Четыре резиновые ножки-таблетки надежно фиксируют монитор на столе, а относительно большая площадь основания обеспечивает монитору хорошую устойчивость. Единственный шарнир позволяет немного наклонять блок экрана вперед и больше — назад.
Сзади на стойке есть откидывающаяся скобочка, через которую можно пропустить кабели. Четыре отверстия на задней панели предназначены для крепления к VESA-совместимому кронштейну (100×100 мм). В комплект поставки входит пластиковый крюк, который закрепляется на задней панели в верхней ее части.
Как указывает производитель, на этот крюк можно вешать наушники.
Есть компьютерные входы — аналоговый VGA и цифровой DVI-D (с поддержкой HDCP), — а также пара «бытовых» HDMI, воспринимающих цифровое видео и цифровой звук. Для ввода аналогового звука имеется гнездо миниджек 3,5 мм. Для вывода — аналогичное гнездо. По умолчанию монитор сам определяет, откуда брать звук, но у пользователя есть возможность в меню указать источник звука (аналоговый или один из HDMI, если на них подается аудиосигнал).
Коммуникацию DDC/CI можно отключить. Нужный вход выбирается в меню или последовательным нажатием на кнопку ENTER.
Также есть автоматический поиск активного входа, при этом HDMI-входы можно исключить из перебора. В случае цифровых сигналов RGB и HDMI-подключения можно указать яркостный диапазон. В мониторе есть USB-концентратор с одним входом и четырьмя выходами. Есть возможность установить интервал времени (10—30 мин), через который монитор автоматически переходит из спящего режима в выключенное состояние.
Навигация по меню отчасти из-за расположения кнопок, отчасти из-за логики управления очень неудобная. В нижней строчке меню выводится подсказка по текущим функциям кнопок. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых изменений. Когда нет меню, то кнопка вниз отвечает за быстрый переход к выбору профиля, кнопка вверх — вызов регулировки громкости, про кнопку ENTER сказано выше. При желании можно изменить положение меню на экране, выбрать тайм-аут автоматического выхода и включить блокировку. Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню ровный (за исключение пары букв в паре слов) и читаемый. Качество перевода на русский язык хорошее. К монитору прилагается краткое руководство пользователя и CD-ROM с руководствами пользователя в виде PDF-файлов.
Присутствуют стандартные настройки: Яркость, Контраст, Резкость (контурная резкость), Гамма (выбор профиля гамма-коррекции), Цвет (цветовая температура, выбор из трех профилей или ручная регулировка интенсивности трех цветов, плюс для цветоразностных сигналов настройки Оттенок и Насыщенность).
Предустановленные сочетания настроек хранятся в нескольких профилях. В зависимости от выбранного профиля и текущего типа видеосигнала некоторые настройки могут быть недоступны. Для наглядной демонстрации того, что меняет выбранный профиль, предназначен режим Демо Senseye, в котором экран делится на две половинки, на одной исходное изображение, на другой скорректированное.
Режимов геометрической трансформации всего два: Весь — принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана (подходит для сигналов 16:9 и анаморфированных фильмов в формате 4:3); и Формат — увеличение до границ экрана с сохранением исходных пропорций, правда в этом режиме исходные пропорции считаются по пикселям, поэтому в случае стандартных сигналов PAL и NTSC пропорции будут немного искажаться.
При наличии помех на границах картинки можно включить режим Overscan, в котором изображение немного увеличивается, и помехи выходят за область отображения. Доступность режимов определяется типом видеосигнала.
При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно. Поддерживается разрешение до 1920×1080 пикселей включительно. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1920×1080 как при DVI-, так и при VGA-подключении четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет. По субъективным ощущениям цвета правильные и насыщенные. На взгляд белое и черное поля равномерные, но на черном поле присутствует очень слабая засветка короткими лучами из углов к центру. Для передачи всех оттенков динамическое смешение цветов (дизеринг), судя по всему, не используется. Визуально скорость матрицы не очень высока. Углы обзора отличные, как и контрастность.
Кинотеатральные режимы работы тестировались с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300 и HDMI-подключения. Монитор принимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p. Full HD при 24 кадр/с не поддерживается. В случае чересстрочных сигналов картинка выводится по полям. Тонкие градации оттенков различаются в светах, но в тенях есть неустранимый завал на пару оттенков, который, впрочем, практически не сказывается на качестве отображения темных сцен. Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только разрешением входного сигнала. Например, в случае сигнала Full HD яркостная четкость составляет 1080 линий. В этом режиме при отключенном оверскане картинка выводится 1:1 без какой-либо интерполяции. При масштабировании артефактов не появляется, даже выполняется частичное сглаживание контуров. В целом, монитор отлично справился с показом фрагментов кино- и мультипликационных фильмов, содержащих как темные, так и яркие сцены.
Динамики негромкие, нет самых низких и самых высоких частот, звук заметно искажается, стереозвучание ощущается. При подключении наушников встроенные динамики отключаются. Звук в наушниках немного лучше, хотя низких и самых высоких частот также не хватает, а в паузах слышен посторонний фон. Громкость в случае 32-омных наушников достаточная, но ее запаса нет.
Часть параметров матрицы мы проверили с помощью наших приборов. Методика подробно описана тут.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Гамма. На графике ниже приведены полученные гамма-кривые (в подписях первое число соответствует значению параметра Гамма, число в скобках — показатель аппроксимирующей степенной функции):
Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при значении Гамма 2.2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении. Заметим, что настройку Контраст мы установили в 50, так как при превышении этого значения гамма-кривая имела заметный перегиб в светлой части. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Рост прироста яркости в целом равномерный, но далеко не каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. В тенях пара оттенков, самых близких к черному, неотличима по яркости от черного цвета. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,33, при этом аппроксимирующая показательная функция несильно отклоняется от реальной гамма-кривой.
Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1). Цветовой охват близок к sRGB:
Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):
Компоненты основных цветов имеют характерный для устройств со светодиодными источниками света унимодальный вид. Цветопередача ближе всего к стандартной при выборе профиля Стандартный. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профилей sRGB и Стандарт (близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая):
Видно, что точка белого близка к стандартным 6500 К (поэтому мы не пытались корректировать цветопередачу имеющимися регулировками усиления цветов), но чем темнее оттенок, тем больше цвета уплывают «холодную» область и отклоняются от спектра абсолютно черного тела.
Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4±0,5°) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей, датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр
|
Среднее
|
Отклонение от среднего
|
|
мин., %
|
макс., %
|
||
Яркость черного поля
|
0,059 кд/м²
|
−21,0
|
30,8
|
Яркость белого поля
|
215 кд/м²
|
−10,2
|
7,7
|
Контрастность
|
3696:1
|
−27,1
|
24,4
|
Аппаратные измерения показали хорошую равномерность белого поля. Равномерность черного поля и контрастности не очень высокая, но так как контрастность сама по себе очень высокая, то данная неравномерность не сказывается на качестве изображения. При включении режима DynamicContrast на темных изображениях яркость автоматически уменьшается, на светлых — повышается, но скорость изменения яркости подсветки невысокая и составляет десятки секунд. Пользы от такой медленной подстройки яркости не очень много. Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02».
Значение настройки Яркость
|
Яркость, кд/м²
|
Потребление электроэнергии, Вт
|
100
|
220
|
33,7
|
50
|
145
|
24,9
|
0
|
68,5
|
16,2
|
При уменьшении параметра Яркость меняется только яркость подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. На пониженной яркости мерцание подсветки не видно, благодаря высокой частоте модуляции — 240 Гц. Графики ниже показывают, как меняется ширина импульсов подсветки при увеличении параметра Яркость:
Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов, мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).
Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 24,4 мс (15,6 мс вкл. + 8,8 мс выкл.). Переходы между полутонами происходят в среднем за 44,8 мс в сумме. Активация режима AMA включает небольшой разгон — на фронтах некоторых переходов появляются всплески яркости, а среднее суммарное время перехода между полутонами уменьшается до 28,4 мс. Для иллюстрации ниже приведен график полутонового перехода между оттенками 70% и 90%.
Бросающихся в глаза артефактов от разгона не видно.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила 3,1 мс при VGA-подключении, при DVI-подключении задержка была или −2,1 мс или 1 мс в зависимости от того, основным или вторичным был монитор в режиме клона.
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и диагональном (в направлении от центра к верхнему правому углу экрана (положительные углы) и к нижнему левому углу (отрицательные углы)).
В вертикальной плоскости | В горизонтальной плоскости |
По диагонали | Яркость черного поля |
Контрастность |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление
|
Угол, градусы
|
Вертикальное
|
29/−29
|
Горизонтальное
|
40/−40
|
Диагональное
|
36/−36
|
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Чуть быстрее падает яркость при отклонении в вертикальном направлении. При отклонении в диагональном направлении поведение яркости оттенков имеет промежуточный характер между вертикальным и горизонтальным направлениями. Яркость черного поля в относительном масштабе сильно возрастает, но по абсолютным величинам она не превышает 0,75 кд/м². В итоге контрастность в диапазоне углов ±82° для всех направлений значительно превышает 10:1. Цветопередача при не очень больших отклонениях меняется незначительно.
Для количественной характеристики ее изменения мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Так как свойства VA-матрицы фактически симметричны относительно вертикальной и горизонтальной осей, то для экономии времени измерение цветового сдвига выполнялось только при отклонении вверх, влево и по диагонали вверх и влево. Измерения проводились в диапазоне углов от 0 (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что при отклонении в любом из трех направление на уровне 45° ΔE для трех основных цветов меньше 3, и только для белого и серого поля достигает 4—6 единиц, что, впрочем, не так уж и много. Можно сделать вывод, что цвета при отклонении от перпендикуляра к экрану меняются не очень сильно. По этой характеристики данная матрица гораздо лучше типичной TN (см., например, статью про BenQ E2420HD), но немного уступает типичной IPS-матрице (см., например, статью про NEC MultiSync PA241W).
Макрофотография матрицы монитора BenQ EW2420 показывает, что каждый субпиксель состоит из 4 доменов:
По идее, так как эта матрица относится к подтипу Advanced MVA (скорее всего, используется матрица M240HW02 V1 от компании AU Optronics), то каждый домен должен иметь дополнительные поддомены, но выявить тонкую структуру доменов не удалось. Собственно именно разделение ячейки на домены и позволяет достигать отличных углов обзора, а дополнительное разбиение на поддомены уменьшает цветовой сдвиг при отклонении от перпендикуляра к экрану.
По набору функций и по дизайну монитор BenQ EW2420 является прямым потомком модели BenQ E2420HD (на корпусе даже осталась надпись о содержании ртути в лампах), но оснащенным матрицей типа AMVA со светодиодной подсветкой. Использование этого типа матрицы привело к многократному росту контраста и к значительному улучшению углов обзора. Правда, есть две характеристики, по которым новый монитор отличается в худшую сторону, — это возросшее время отклика и неразличимость пары самых темных оттенков при взгляде перпендикулярно к экрану. Тем не менее, по совокупности свойств монитор допустимо отнести к универсальным, пригодным для выполнения типичной офисной работы и непрофессиональной работы с графикой. Очень хорошо проявит себя монитор в случае просмотра кино, так как высокая контрастность и отличные углы обзора важны именно в этом случае, и чуть хуже, из-за невысокой скорости матрицы, — в динамичных играх.
Источник: ixbt.com