IDC: слабые поставки ПК в последнем квартале определили падение рынка в 2012 году
Согласно данным IDC, в 4-м квартале 2012 г. (4Q12) поставки ПК на мировой рынок составили 89.8 млн штук, что на 6.4% меньше, чем в тот же период 2011 г. и даже хуже, чем предполагавшееся компанией падение на 4.4%. Хотя последний квартал (с выходом Windows 8) ознаменовал новый этап в индустрии ПК, пока новая ОС мало повлияла на рынок в связи с низким спросом на десктопы в сравнении с конкурирующими гаджетами. В результате в 4-м квартале 2012 г. отмечено первое за последние пять лет сокращение в годовом измерении поставок в сезон предпраздничных продаж.
Такой результат в общем-то не был сюрпризом для IDC, поскольку рынок испытывал трудности в течение всего 2012 г., и в компании ожидали, что особенно сложным будет второе полугодие. Потребители, канал продаж, да и сами вендоры продолжали фокусироваться на планшеты и смартфоны, спрос на которые постоянно нарастал.
Хотя в третьем квартале расчищались запасы ПК на Windows 7, этого оказалось недостаточно и в Q4 не слишком увеличило продажи систем под Windows 8. В IDC надеются, что по мере роста зрелости Windows 8 и прочих факторов, в числе которых – продолжение снижения цен на ультрабуки, в 2013 г. спрос на ПК снова вернется к росту. Несмотря на общий слабый фон, у нескольких ведущих брендов, – HP, Lenovo, Asus и Samsung – результаты оказались лучше рынка, и в 2013 г. они, вероятно, закрепят свой успех.
Динамика топ-5 вендоров в 4Q12
HP, несколько улучшившая позиции в главных для компании регионах, пока удерживает лидерство на рынке (см. табл. 1). В частности, улучшились позиции компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где впервые все четыре квартала был рост относительно предыдущего года, а также в США. HP показала динамику существенно лучше рынка в целом.
Lenovo показала отличный рост (8%), добившись нового рекорда по поставкам в штуках, особенно хорошие результаты были в США и регионе EMEA. Хотя увеличение Lenovo все-таки оказалось существенно меньше, чем в нескольких предыдущих кварталах, когда достигался рост почти на 30%.
Dell продолжает спад, не выдерживая агрессивную конкуренцию со стороны других лидеров. Годовое сокращение мировых поставок на целых 20% оказалось сильнее, чем в последние несколько лет, даже на родном американском рынке, хотя на большинстве других рынков у компании отмечен рост относительно предыдущего квартала..
Acer Group, которая, как и несколько других вендоров, сильно зависит от потребительского спроса, потеряла существенную долю рынка, поскольку потребители активно переключились на другие устройства. Спад Acer также объясняется не слишком активным переходом компании на Windows 8, это замедлило продажи ее ноутбуков.
ASUS заняла 5-ю позицию на глобальном рынке ПК и увеличила отрыв от других вендоров, ориентирующихся на потребительских сегмент благодаря существенному росту за четвертый квартал. Компания показала хороший рост во многих регионах.
Таблица 1. Top 5 вендоров мирового рынка ПК в 4Q12 (поставки в тыс. шт.)
Вендор
Поставки в 4Q12
Доля рынка в 4Q12
Поставки в 4Q11
Доля рынка в 4Q11
Динамика 4Q12/4Q11
HP
15,023
16.7%
15,113
15.8%
-0.6%
Lenovo
14,105
15.7%
13,040
13.6%
8.2%
Dell
9,482
10.6%
11,967
12.5%
-20.8%
Acer Group
6,959
7.8%
9,692
10.1%
-28.2%
ASUS
6,467
7.2%
6,126
6.4%
5.6%
Прочие
37,753
42.0%
39,974
41.7%
-5.6%
Все вендоры
89,789
100.0%
95,913
100.0%
-6.4%
Источник: IDC, январь 2013
В 2012 г. в целом поставки ПК на мировой рынок составили 352,4 млн штук. Топ-5 вендоров по своим позициям на рынке ПК те же, что и в четвертом квартале, хотя динамика отдельных вендоров иная, чем в четвертом квартале (см. табл. 2).
Таблица 2. Top 5 вендоров мирового рынка ПК в 2012 (поставки в тыс. шт.)
Вендор
Поставки в 2012
Доля рынка в 2012 г.
Поставки в 2011 г.
Доля рынка в 2012 г.
Динамика 2012/2011
1. HP
58,129
16.5%
62,321
17.1%
-6.7%
2. Lenovo
52,448
14.9%
44,016
12.1%
19.2%
3. Dell
38,718
11.0%
44,278
12.2%
-12.6%
4. Acer Group
33,494
9.5%
37,073
10.2%
-9.7%
5. ASUS
24,134
6.8%
20,619
5.7%
17.0%
Прочие
145,498
41.3%
155,580
42.8%
-6.5%
Все вендоры
352,421
100.0%
363,887
100.0%
-3.2%
Источник: IDC, январь 2013
Примечания к таблицам: • Считаются поставки (Shipments) в канал дистрибуции или конечным пользователям. OEM-продажи учитываются в продажах соответствующих вендоров /брендов. • ПК включают десктопы, мобильные ПК, нетбуки, рабочие станции и не включают мобильные телефоны, x86 серверы и планшеты (т. е. iPad и планшеты на Android).