Аналитики фирмы представили свое видение будущего смарт-устройств на конференции Gartner Symposium/ITxpo 2013, которая проходит в Барселоне с 10 по 14 ноября.
«Смартфоны становятся умнее - и превзойдут нас уже к 2017 году, - заявила Каролина Миланези, вице-президент исследования Gartner. - Если в городе пробки, смартфон разбудит вас пораньше, чтобы вы не опоздали на совещание к начальству, или пошлет сообщение с извинением, если речь идет о встрече с коллегой. Смартфон будет собирать контекстуальные данные из календаря, с датчиков и из его персональной информации».
«Мобильные телефоны смогли превратиться в смартфоны благодаря развитию технологии и приложениям, - продолжила Миланези. - Технология привнесла новые возможности - цифровые камеры, GPS и датчики, а приложения подключили нас к целому миру функциональности, которая, в большинстве своем, расширяет и обогащает нашу каждодневную жизнь с точки зрения общения, знаний, досуга и продуктивности в работе».
Возможности приложений на смартфонах возросли и расширились благодаря персональному облаку. «Мы исходим из того, что приложения со временем станут лучше прогнозировать то, что хочет пользователь благодаря сбору данных и отклику в реальном времени», - говорит Миланези.
Первые услуги, которые будут выполняться «автоматически», это помощь с рутинными делами и теми, что отнимают у нас много времени - например, привязанными к определенной дате (записи в календаре): прохождение ежегодного техосмотра автомобиля, составление списка дел на неделю, отправка поздравлений с днем рождения или ответ на типовые послания в электронной почте. Постепенно, по мере роста доверия к смартфону и перепоручения ему всё большего круга рутинных дел, потребители начнут привыкать к тому, что всё больше таких «умных» приложений и сервисов возьмут на себя труд обслуживать и другие стороны их жизни – настанет эра «осмысленных вычислений» (cognizant computing).
К 2017 году мобильные телефоны станут умнее владельцев не в силу какого-то «разума», а просто потому, что облако и хранимые в нем данные позволят им извлекать смысл из информации, которая имеется в их распоряжении. Вот почему эти устройства будут казаться «умными».
«Телефоны станут нашим личным секретным агентом, но только если мы пожелаем предоставить требуемую им информацию», - предупреждает Миланези. Регулятивные требования и вопросы конфиденциальности, равно как и готовность поделиться такой информацией, будут значительно отличаться для разных возрастных групп и в разных регионах.
Для обретения всех преимуществ персонального облака «осмысленный компьютинг» должен включать четыре стадии: Sync Me, See Me, Know Me, Be Me. Первые два этапа - Sync Me и See Me - уже в действии, а два других только предстоит реализовать.
Четыре этапа «осмысленных вычислений» в персональном облаке
Sync Me - «Синхронизируй меня». Хранить копии моих цифровых архивов, синхронизируя их на всех моих устройствах и во всех контекстах.
See Me - «Знай про меня». Знать, где я нахожусь (и где был) в Интернете и в физическом мире. Понимать мое настроение и контекст/ситуацию, чтобы правильнее выстроить услуги.
Know Me - «Понимай меня». Понимать, что я хочу и что мне нужно, и предоставлять это мне автоматически.
Be Me - «Будь мной». Действовать от моего имени исходя из усвоенных или твердо прописанных правил.
Есть два аспекта того, как этот «осмысленный компьютинг» будет влиять на рынок: он окажет влияние на вендоров оборудования и на другие услуги и бизнес-модели. Как результат коммодитизации, вендоры оборудования по-прежнему будут сталкиваться с трудностями, так как владельцы экосистем будут стремиться переключить внимание потребителей с самих устройств на их собственные услуги и бренды. С переходом в мир «осмысленных вычислений» борьба за потребителя усилится, так как вендоры постараются контролировать данные в облаке и через это - свои отношения с пользователями.
В течение ближайших двух-пяти лет «осмысленный компьютинг» станет одной из самых мощных рыночных сил, оказывая влияние на целые экосистемы и цепочки создания стоимости во всем спектре ИТ. Монетизация будет проистекать из растущего знания потребителя и точного прицела предлагаемых ему услуг, которые будут всё больше восприниматься как почти личные и очень точно угаданные, что приведет к соответствующему росту расходов.
Возможности мобильной коммерции огромны, так как смартфон способнен совершать покупки через «мобильный кошелёк» пользователя или через кредитную карту, и всё это «на ходу». «Надо будет иметь надлежащие правила и разрешения, заданные самим пользователем, так чтобы совершались лишь те действия, которые заранее разрешены, а не так, чтобы смартфон сам принимал решения о покупке», - говорит Миланези.
Конечно, вопросы прайвеси могут вызвать опасения у некоторых пользователей, но для многих это сведется к тому, достаточно ли они получают в обмен на свою персональную информацию. Потребитель готов отдать многое за удобство. Преимущества определенных приложений могут инспирировать поведение, которое было невозможно еще вчера.
«Многие годы мобильные телефоны были нашими верными помощниками, - говорит Миланези. - Смартфоны, их технология и операционные системы, кардинально меняют и другие устройства, от ПК до телевизора. Эра персонального облака предоставляет возможность пользователям и их устройства делиться всё большим количеством информации. В последующие пять лет данные о нас самих - что нам нравится или не нравится, о нашем окружении и связях с другими - будут использоваться устройствами, чтобы досконально изучить наши желания и потребности и, в конечном счете, сделать нашу жизнь лучше».