Российский рынок планшетов динамичен во всех отношениях. Вместе с быстрым ростом продаж планшетов происходит быстрое снижение их стоимости. Уже сейчас на рынке много моделей стоимостью менее 3 тыс. руб. Очевидно, что именно резкая ценовая эрозия является ключевым фактором, обуславливающим взрывной рост рынка. Ведь буквально за год продуктовое предложение планшетов достигло того уровня развития, когда оказались охвачены буквально все возможные категории потребителей, включая самые массовые, обычно не отличающиеся высокой платежеспособностью.
В целом усредненная стоимость одной модели планшета к лету текущего года достигла уровня в 10 тыс. руб. И очевидно, что это не предел. Вместе с тем с развитием рынка может наблюдаться некоторое замедление и даже реверс данного процесса. Как только значительная часть no name-брендов не выдержит конкуренции и большинство рынка будет контролироваться А-брендами, средний ценник станет существенно менее эластичным.
Пока же средняя стоимость «семерки» составляет 5,2 тыс. руб., а «десятки» -- 12,75 тыс. руб. Разрыв довольно существенен. «Промежуточный» типоразмер обойдется в среднем около 8,5 тыс. руб. – близко к середине. Сегмент планшетов с самой большой диагональю показывает сейчас среднюю стоимость под 30 тыс. руб. – совсем не демократично!
Распределение моделей планшетов по ценовым диапазонам
Если же провести анализ распределения всех моделей планшетов по основным ценовым диапазонам, то просматривается довольно интересная закономерность (см. рис.). Больше половины всех аппаратов (54%) находится в диапазоне от 5 до 10 тыс. руб. Очевидно, что именно здесь наблюдается самая жесткая конкурентная среда. Примечательно, что в этом ценовом диапазоне зачастую проходит не просто конкуренция между сопоставимыми по потребительским свойствам аппаратами, а между «старшими» планшетами от no name брендов и «младшими» планшетами от А-брендов.
Пятая часть всех моделей планшетов имеют стоимость менее 5 тыс. руб., что дает уже неплохой выбор для тех, кто ищет подешевле. Оставшиеся 26% моделей относятся к более высокому ценовому уровню – больше 10 тыс. руб., предлагая потребителям самую серьезную «начинку» и качество.
Достаточно интересно посмотреть, как распределены по величине экрана модели планшетов в различных ценовых диапазонах. В сегменте самых дешевых аппаратов (до 3 тыс. руб.) естественно доминируют «семерки», но можно встретить даже и «восьмерки». В диапазоне от 3 до 5 тыс. руб. «семерки» еще составляют большинство, но уже только с долей 60%, остальное – «восьмерки».
В интервала от 5 до 10 тыс. руб. выбор самый широкий, потребителям предлагается значительное количество моделей всех трех основных типоразмеров. Среди «дорогих» планшетов значима доля самых крупных аппаратов (с диагональю 10,6+ дюймов), но нужно помнить, что на данный момент сами эти ценовые сегменты не столь уж велики по количеству представленных устройств.
Со средней диагональю напрямую связана средняя стоимость устройств различных вендоров. Но тут, конечно же, влияет и ценовая политика производителей. В частности, Apple, не лидируя по средней диагонали, показывает одну из наивысших средних стоимостей, уступая только Samsung. Но это по усредненному товарному предложению, справедливости ради стоит отметить, что в реальных продажах картина несколько иная. Но есть и более «чистые» примеры: Google, уступая всем по средней диагонали, при этом оказывается почти в два раза дороже, чем Wexler.
В целом самые высокие показатели средней стоимости планшетов у компаний Acer, Apple, Asus, Lenovo, Samsung, Sony – от примерно 18 тыс. до 26 тыс. руб. При этом большинство остальных игроков, среди которых доминируют локальные компании, предлагают намного более дешевые устройства: в среднем 6-7 тыс. руб. Подробнее о структуре товарного предложения на российском рынке планшетов см. в статье «На любой вкус», «Бестселлеры IT-рынка», №3. 2013г.