Вместе с тем данные IDC показывают, что в Центральной и Восточной Европе рынок все же сократился на 16,7%, что аналитики объясняют заполненными складами поставщиков и колебаниями валют. А на Ближнем Востоке и в Африке снижение составило 8,4%, причина которого – политическая нестабильность в ряде стран региона.
Аналитики отмечают, что хотя продажи ПК в регионе EMEA уменьшаются уже в течение семи кварталов подряд, темпы этого снижения в 1-м кв. 2014 г. значительно меньше, чем в предыдущие периоды. Поэтому можно говорить об улучшении ситуации на рынке ПК, но отнюдь не о полном его восстановлении. Продажи настольных ПК выросли на 1,4%, а мобильных – сократились на 2,6%.
Основным стимулом восстановления корпоративного сегмента рынка аналитики считают окончание поддержки ОС Windows XP. По данным IDC, уровень корпоративных продаж в Европейском Союзе опережает продажи массового рынка уже четыре квартала подряд именно благодаря переходу на новую версию ОС. При этом традиционные настольные ПК остаются фаворитами корпоративного рынка. Кроме того, аналитики отмечают, что многие производители ПК из-за снижения спроса в 2013 г. существенно снизили цены на свои продукты, что дает им возможность более быстро освободить склады и предложить ритейлерам и дистрибьюторам новые модели.
Вместе с тем, в странах Центральной и Восточной Европы продажи в 1 кв. 1014 г. снизились (суммарно по всем сегментам рынка ПК) почти на 17% по сравнению с 1 кв. 2013 г. А в сегменте портативных ПК в этом регионе снижение составило 20%, наибольшее замедление продаж отмечено в Украине, России и Казахстане. В то же время в Польше, Чехии, Румынии и Венгрии рынок подрос, в основном благодаря корпоративным продажам.
Лидер рынка в регионе EMEA – HP – демонстрировал устойчивый уровень продаж как в бизнес-сегменте, так и на потребительском рынке, а в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке – даже рост.
Игрок № 2 – компания Lenovo продолжает расширение своего присутствия в регионе EMEA, ее рост продаж опять существенно выше среднерыночного – 33% (см. таблицу). Третье место в рейтинге у Dell, ее продажи в первом квартале отличались стабильностью, а в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке увеличились.
Компания Acer (№4) своими успехами обязана продажам переносных ПК. При этом компания, находящаяся в фазе перестройки, в следующем квартале должна представить обновленный портфель. Кроме того, Acer активно работает на рынке планшетов и укрепляется в корпоративном сегменте.
Компания Asus заняла пятое место в рейтинге благодаря росту продаж как своих мобильных ПК, так и настольных ПК.
Вне первой пятерки, но в первой десятке в 1 кв. 2014 г. оказались Toshiba, Apple, Fujitsu, Sony и Samsung (перечисление по рангу рейтинга). Samsung, доля которой снижается второй квартал подряд, оказалась на 10 месте в регионе EMEA. Компания прекращает инвестировать мейнстрим-ноутбуки и переключает фокус на хромбуки и ультрабуки уровня high-end.
Первая пятерка производителей рынка ПК в регионе EMEA в 1 кв. 2014
Вендор | Объем продаж в 1кв.2013, тыс. шт. | Объем продаж в 1кв.2014, тыс. шт. | Доля рынка в 1кв.2013, % | Доля рынка в 1кв.2014, % | Динамика, 1кв.14/1кв.13,% |
Hewlett-Packard | 4,039 | 4,702 | 18.4 | 21.6 | 16.4 |
Lenovo | 2,594 | 3,458 | 11.8 | 15.9 | 33.3 |
Dell | 2,237 | 2,453 | 10.2 | 11.3 | 9.6 |
Acer Group | 2,417 | 2,105 | 11.0 | 9.7 | 12.9 |
ASUS | 1,745 | 1,870 | 7.9 | 8.6 | 7.2 |
Остальные | 8,977 | 7,184 | 40.8 | 33.0 | -20.0 |
Рынок в целом | 22,009 | 21,771 | 100.0 | 100.0 | -1.1 |
Источник: IDC, апрель 2014 г.
* Примечание: Объем продаж включает брендовые настольные и переносные ПК, но не включает серверы x86 и OEM-продажи любых вендоров.