tablets400 Однако, планшеты действительно служат дольше смартфонов и ноутбуков, хотя бы по той причине, что таблетки оказываются существенно консервативней других гаджетов, то есть у среднестатистического пользователя просто нет достаточно сильной мотивации для замены имеющегося устройства. Поэтому чаще всего обновление происходит только по факту выхода из строя планшета (например, утоплен или разбит) или значительного износа (например, от корпуса отваливаются фрагменты или ресурс батареи выработан настолько, что она обеспечивает время автономной работы менее 16 часов даже в режиме ожидания, то есть заряженный с утра «не доживает» до вечера). При этом рынок планшетов в развитых странах достиг насыщения — покупателей-неофитов совсем мало (практически все, кому был нужен планшет, его уже купили за время бума «таблеток»), а фанатов, приобретающих последние новинки планшетостроения, тоже немного (как мы отмечали, нововведений мало, да и экономический кризис не способствует частой смене топовых устройств).

Но если на развитых рынках покупающие планшет впервые немногочисленны, поэтому рынки соответствующих регионов испытывают падение, описываемое двузначными процентными пунктами, то на развивающихся таких людей немало. Именно неофиты на развивающихся рынках позволяют мировому рынку планшетов не уйти «в минус». По оценкам CCS Insight рост продаж «таблеток» в натуральном выражении в текущем году составит 14%, что много меньше показателей прошлого и позапрошлого годов (71% и 79%, соответственно).

Что это означает для фирм, торгующих планшетами на российском рынке, который в этом сегментедемонстрирует солидарность с развитыми рынками, то есть падает? Соотнести ситуацию на российском рынке с мировой на основе имеющихся данных пока невозможно. Общих данных по рынку пока нет, а фрагментарные данные локальных реселлеров не дают точного понимания картины. Например, МТС объявил о снижении продаж планшетов по итогам апреля-мая 2014 года на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но, во-первых, сеть салонов компании хотя огромна, но все же это лишь один из многих продавцов на локальном рынке, во-вторых, маркетинговая политика этой сети строится, прежде всего, исходя из операторского бизнеса, в-третьих, данные приведены в денежном выражении, и как они соотносятся с мировыми, приведенными в натуральном, можно только догадываться. Однако, спад на российском рынке планшетов очевиден и значителен, поэтому всем участникам канала нужно корректировать стратегии.

Нарастающую ценовую войну в сегменте планшетов следует прекратить чем раньше, тем лучше. Между тем, многие реселлеры — даже крупные — активно пытаются продвигать планшеты ценой немногим более ста долларов. Толку от этого немного. Ценовая война способна убить любой рынок, а ее последствия на рынке падающем особенно неприятны. Тем более, что снижение цен само по себе будет неэффективно, так как продажи в данном случае сильно не активизирует — если клиенту не был нужен планшет за двести-триста долларов, то и при цене в сто необходимость в «таблетке» у этого человека вряд ли появится.

Между тем, с потенциальными «неофитами» работать можно и нужно — ведь именно в данном секторе скрыты возможности роста продаж. Этой группе потенциальных покупателей снова и снова нужно объяснять возможности, открываемые для них планшетом, акцентируя внимание на тех, которые при использовании «таблетки» оказываются более удобными в повседневной жизни, чем с ноутбуками или смартфонами. Расскажите им, что при покупке планшета они смотреть фильмы «на большом экране» (по сравнению с экраном смартфона, разумеется), что фото будут выглядеть более эффектно, что удобней читать электронные книги, что на планшете в мобильных условиях удобней, чем на смартфоне или ноутбуке, серфить, работать с почтой, документами и т.д. Именно актуальность новых возможностей способна подвигнуть на покупку нового устройства, низкие цены в этом плане не так важны, равно как и новые технические решения (тем более, что этому человеку непонятно, насколько они новые — он в этом сегменте и со старыми-то не очень знаком).

Акцентирование внимания на новых техно-факторах — поддержке 3G/4G, многоядерности процессора, улучшенном разрешении и т. д. — актуально при работе с потенциальными клиентами, которые пришли покупать себе новый планшет взамен устаревшего/сломанного. Таких немного, но ими никак нельзя пренебрегать, особенно учитывая рыночную ситуацию.

Наконец, третья и последняя группа покупателей планшетов — «гаджетмены» — в особой работе, на первый взгляд, не нуждаются: в большинстве случаев эти пользователи уже знают все им необходимое о топовых новинках, сделали свой выбор и зашли в магазин для его реализации. Обычно такие пользователи выбирают старшие модели с высокой ценой и, соответственно, маржой, но склонить их к покупке именно в данном магазине обычно настолько непросто, что и связываться с этой задачей мало кто решается.

Однако существует вариант действий, позволяющий охватить все три группы пользователей: предложить им периферию к планшету. Это вовсе не обязательно будет традиционный набор из чехла, флэш-карт и пленки на дисплей. Сейчас индустрия предлагает массу интересных опций, например, простые перья-стилусы для скретч-набросок и более продвинутые решения для серьезного рисования на планшете, гарнитуры, внешние клавиатуры, стойки-крепления для использования планшетов сидя, лежа, в авто и т.д. Пока эти опции можно встретить чаще всего в маленьких магазинчиках для гиков, но уже пора вводить их в канал.

Кроме очевидного выигрыша от продаж периферия способна несколько катализировать и рынок планшетов, причем и в сегменте неофитов, который считают наиболее интересным. Например, планшет охотней купят ребенку, если поймут, что этот девайс может помогать в рисовании, возможности делать скретчи и рукописные заметки понравятся бизнес-пользователям и т.д.