Секрет массового появления на рынке доступных мониторов разрешения Ultra HD (3840 на 2160 пикселей) с диагональю 28 дюймов заключается в том, что производителям мониторов стали доступны относительно недорогие матрицы с такими параметрами. Недорогие потому, что это матрицы типа TN. Рассмотрим на примере монитора Samsung U28D590D, что же из этого получилось.
Дизайн строгий и подчеркнуто минималистичный. Внешние панели монитора, включая рамку вокруг экрана и подставку, изготовлены из пластика с разнообразной поверхностью. Фронтальная рамка — черный зеркально-гладкий пластик, видимо, без покрытия. По внешнему периметру блока экрана идет окантовка с зеркально-гладким покрытием под хром. Задняя панель почти вся матовая темно-серая чуть серебристая с фактурой под неполированный металл. Стойка и основание подставки снаружи матовые темно-серые и тоже местами слегка серебристые. И, наконец, накладка передней планки на основании подставки имеет матовую серебристую поверхность. Поверхность матрицы черная полуматовая (больше матовая, чем зеркальная) и относительно жесткая. В нижнем правом углу на фронтальной рамке находится крохотный индикатор состояния. Вместо привычных кнопок управления монитор оснащен одной единственной, но пятипозиционной (отклонения в стороны, вверх-вниз и нажатие) кнопкой-джойстиком, расположенной на задней панели в пределах доступности для указательного пальца правой руки.
Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в неглубокой нише примерно в центре задней панели и ориентированы назад.
Ниже на задней панели можно обнаружить разъем для кенсингтонского замка. Монитор оснащен внешним блоком питания. Штатная подставка позволяет блок экрана немного наклонить вперед и отклонить назад.
Основание подставки небольшое по площади, что повышает эффективность использования рабочей площади стола. При этом благодаря характерной Т-образной форме стоит монитор относительно устойчиво.
Конструкция подставки достаточно жесткая, так как основные несущие элементы подставки изготовлены из стали и алюминиевого сплава, а планка в передней части основания усилена ребрами жесткости. Резиновые накладки снизу на основании подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Кабели, идущие от разъемов монитора, можно завести на скобку из пластика на задней панели. Продается монитор в большой, но традиционно для Samsung очень узкой коробке, оформленной в поддержку дизайна самого монитора — минимализм и серый цвет.
В вертикальных плоскостях коробки есть прорезные ручки, что облегчает транспортировку монитора одним человеком.
Коммутация
Монитор оснащен тремя видеовходами: DisplayPort и парой HDMI. В дополнение к ручному выбору входа есть отключаемый режим с автоматическим поиском активного подключения.
Входы HDMI и DisplayPort способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках громкость была достаточной, и даже с большим запасом. Качество звука в наушниках в принципе неплохое — звук чистый, воспроизводятся все частоты, в паузах шума не слышно.
Меню, локализация и управление
Индикатор питания при работе неярко светится синим, в режиме ожидания — мигает синим и не горит, если монитор условно выключен. Если в меню изменить режим работы индикатора, то получим следующее: не горит, мигает, светится, соответственно. Настраивать монитор и управлять его режимами очень удобно благодаря эргономичной кнопке-джойстику и продуманной организации меню. Кнопка многофункциональная. Если монитор находится в режиме ожидания и/или отсутствует сигнал на текущем входе, то нажатие вверх-вниз переключает входы, а долгое нажатие в центр выключает монитор. Если монитор в рабочем режиме и на экране нет меню, то нажатие в центр выводит меню быстрого доступа из четырех пунктов — переключение входа, вызов основного меню, настройка режима двух источников и выключение монитора.
Отклонение кнопки в указанном состоянии монитора выводит другое короткое меню — быстрый доступ к трем настройкам изображения, регулировка громкости и вход в описанное выше меню.
В этом случае при настройке изображения на экран выводится небольшое окошко с ползунком, а настройки перебираются отклонениями кнопки вверх и вниз.
При активном меню кнопка-джойстик работает как удобный инструмент навигации. Меню относительно крупное. В правой части меню выводится контекстная подсказка, которая, как ни странно, вполне релевантна.
При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых изменений. Можно выключить слабую прозрачность фона, установить тайм-аут автоматического выхода из меню и настроить режим повтора при удерживании кнопки. Присутствует таймер на выключение (1—23 часа). Есть русская версия экранного меню.
Кириллический шрифт меню ровный и читаемый. Качество перевода надписей в меню на русский язык хорошее. На CD-ROM из комплекта мы обнаружили руководства пользователя в виде PDF-файлов (русскоязычная версия присутствует). Кроме того, на этом диске есть драйвер монитора (файлы INF и CAT) и профиль цветокоррекции (ICM). На сайте компании в разделе поддержки мы нашли руководства и драйверы.
Изображение
Есть настройки Яркость, Контраст и Четкость.
Список MagicBright — это два предустановленных профиля с сочетаниями Яркость/Контраст, один пользовательский, а при выборе профиля Автоконтраст блокируются большинство настроек, и включается динамическое управление яркостью (яркость повышается для светлых сцен и понижается для темных). Отдельно вынесен предустановленный профиль для игр, который от других профилей ничем особенным не отличается. Параметр Время откликаотвечает за режимы разгона матрицы. Есть возможность выбрать яркостный диапазон при HDMI-подключении. Функция MagicAngle позволяет уменьшать характерные для TN-матрицы искажения при взгляде под углом, ее работу мы рассматривали в статье про ЖК-монитор Samsung SyncMaster BX2350.
На странице Цвет можно выбрать один из предустановленных профилей цветовой температуры или самому отрегулировать усиление красного, зеленого и синего цветов. Настройка Гаммаопределяет текущий профиль гамма-коррекции.
Режимов геометрической трансформации два: можно или сохранить исходные пропорции изображения (Авто), вписав его в экран до ближайших границ (на практике до горизонтальных, и пропорции считаются по пикселям, поэтому картинка 4:3 PAL или NTSC слегка искажается), или принудительно растянуть на весь экран (Широкий). Для каждого входа в отдельности можно включить режим AV, в котором картинка немного увеличивается так, что по периметру выходит за границы области отображения. Есть функция отображения картинки от двух источников сразу в виде пары основное окно во весь экран и маленькое в углу или двух изображений в двух (правой и левой) половинах экрана.
При HDMI-подключении поддерживается разрешение до 3840 на 2160 пикселей включительно, но только при 30 Гц кадровой частоты. Кино смотреть можно, работать нельзя. При подключении по DisplayPort максимальная частота при таком разрешении увеличивается до комфортных 60 Гц кадровой частоты. Также в случае DisplayPort и профессиональных видеокарт поддерживается 10 бит на цвет, что подтверждается соответствующим тестом от NEC.
Кинотеатральные режимы работы мы тестировали с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Проверялась работа по HDMI. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50 и 60 кадр/с. 1080p при 24 кадр/с поддерживается, но кадры в этом режиме выводятся с отношением длительности как 2:3. В случае чересстрочных сигналов неменяющиеся участки выводятся по кадрам, двигающиеся объекты — по полям и дергаются. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях для стандартного диапазона видео. Яркостная и цветовая четкости очень высокие. Интерполяция низких разрешений и Full HD к разрешению матрицы выполняется без значимых артефактов, но по субъективным ощущениям качество масштабирования могло бы быть и лучше.
«Кристаллический» эффект выражен настолько слабо, что можно признать его отсутствие. Матовость поверхности матрицы позволяет работать с комфортом в случае типичного варианта расположения монитора, пользователя и светильников в помещении.
Тестирование ЖК-матрицы
Микрофотографии матрицы
Четкое изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности получить не удается, впрочем, в случае TN никакой структуры и не должно быть:
Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие собственно за матовые свойства:
Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей, поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Гамма. На графике ниже приведены полученные гамма-кривые (в подписях число в скобках — это показатель аппроксимирующей степенной функции):
Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при Режим2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Рост прироста яркости в среднем более-менее равномерный, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. Кроме одного в середине и двух ближайших к черному оттенков в темной области:
Можно считать, что такой минимальный завал в тенях практически не сказывается на качестве изображения. А при взгляде под небольшим углом сверху и этот завал в тенях исчезает. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,38, что выше стандартного значения 2,2, поэтому изображение слегка затемнено. При этом аппроксимирующая показательная функция заметно отклоняется от реальной гамма-кривой:
Впрочем, отклонения координат первичных цветов от вершин sRGB не очень большие, поэтому визуально цвета на этом мониторе имеют естественную насыщенность. Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):
Такой спектр с относительно узким пиком синего и с широкими горбами зеленого и красного цветов характерен для мониторов, в которых используется белая светодиодная подсветка с синим излучателем и желтым люминофором.
Цветопередача даже при выборе лучшего из предустановленных вариантов несколько отличается от стандартной, поэтому мы попытались вручную скорректировать цвета, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профиля Норм. в изначальном варианте и после ручной коррекции:
Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Ручная коррекция существенно улучшила цветопередачу, по крайней мере, точка белого еще больше приблизилась к 6500 К и ΔE стала заметно меньше. Для дальнейшей коррекции цветопередачи нужно использовать другие средства, например, калибровку с правкой LUT-видеодрайвера и/или использование системы управления цветом на основе цветовых профилей.
Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.
Параметр
Среднее
Отклонение от среднего
мин., %
макс., %
Яркость черного поля
0,44 кд/м²
−10
13
Яркость белого поля
348 кд/м²
−11
9,8
Контрастность
788:1
−3,2
3,5
Аппаратные измерения показали хорошую равномерность всех трех параметров. Визуально черное поле равномерное на большей части площади экрана и только вдоль нижней границы в узкой области яркость слегка повышается. Фотография ниже это демонстрирует:
При включении режима Автоконтраст установившаяся контрастность формально возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран подсветка просто выключается (и белых участков размером с курсор мыши недостаточно для включения). График ниже показывает, как увеличивается яркость при переключении с черного поля (подсветка на нем выключилась) на белое:
Подсветка сразу включается на некоторый уровень, а затем плавно и нелинейно повышается до максимального значения. Практической пользы от этой функции немного, но производитель может написать слово Mega со значком бесконечности.
Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность:
Значение настройки Яркость
Яркость, кд/м²
Потребление электроэнергии, Вт
100
370
36
50
220
26
0
14
15
В режиме ожидания и в выключенном состоянии монитор потребляет 0,3 Вт.
Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в очень широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. На уровне яркости где-то до 35% модуляция подсветки отсутствует. Ниже — появляется модуляция прямоугольными импульсами с амплитудой 100% и частотой 240 Гц. Графики ниже демонстрирую зависимость яркости (вертикальная ось) от времени при различных значениях настройки Яркость, (в скобках указано точное или полученное интерполяцией значение реальной яркости в кд/м²):
Частота модуляции не самая низкая из встречающихся, но все равно в зависимости от индивидуальной чувствительности такое мерцание может вызывать повышенную утомляемость при работе за монитором на низкой яркости. Впрочем, уменьшать яркость до 125 кд/м² (когда мерцание уже заметно) и ниже потребуется только при использовании монитора в очень темном помещении.
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика зависит от значения настройки Время отклика, которая управляет разгоном матрицы. Ступени регулировки три. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики вкл. и выкл.), а также среднее суммарное время для переходов между некоторыми полутонами (столбики GTG):
Так выглядят графики для перехода между оттенками 20% и 40% (по численному значению оттенка в RGB-представлении) при различных значениях Время отклика:
На максимуме разгон очень сильный, артефакты бросаются в глаза. На среднем значении разгон умеренный, но времена отклика заметно меньше, чем без разгона вообще, и видимых артефактов нет. Его мы и рекомендуем использовать. Отметим, что для этого перехода на максимуме разгона для времени выключения мы получили порядка 1,3 мс, что в какой-то степени соответствует заявленному производителем времени отклика в 1 мс.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора (тестируемый монитор подключен как первичный) составила 12 мс при подключении по HDMI в режиме 1080p. Альтернативный вариант определения полной (с учетом задержки на кадровую синхронизацию) задержки вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран дал значение в 45 мс для режима 3840 на 2160 и 60 Гц кадровой частоты (DisplayPort), и 90 мс при таком же разрешении и 30 Гц кадровой частоты (HDMI). В любом случае, играть за этим монитором с большой вероятностью придется в разрешении Full HD, а в нем задержка в 12 мс некритична даже в случае динамичных игр.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
В вертикальной плоскости
В горизонтальной плоскости
По диагонали
Яркость черного поля в процентах от максимальной яркости белого поля
Контрастность
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление
Угол, градусы
Вертикальное
−26/38
Горизонтальное
−48/45
Диагональное
−40/43
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном и диагональном направлении, при этом графики яркости полутонов не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. При небольшом отклонении вниз инвертируются темные оттенки, при большом отклонении вверх инвертируются светлые. Контрастность в диапазоне углов ±82° опускается ниже отметки 10:1 только в при 55° отклонения вниз.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.
Из графиков следует, только при отклонении вверх хотя бы основные цвета не сильно изменяются в оттенке. Вообще, значительный сдвиг большинства оттенков является наряду с инвертированием яркости полутонов характерной особенностью матриц типа TN.
Выводы
Несмотря на неплохое функциональное оснащение — тут и картинка от двух источников, и три цифровых видеовхода, и даже реальная поддержка 10-битного вывода, — область возможного применения данного монитора ограничивает TN-матрица с ее характерными недостатками. Из-за матрицы работать с цветом, где 10 бит не помешали бы, как и высокое разрешение, несколько затруднительно, и даже кино смотреть не очень комфортно (вопрос про доступность видео 4К мы не будем рассматривать). Для игр (есть эффективный разгон), наверное, такое высокое разрешение еще не очень актуально. Для офиса избыточно. Остаются специфические варианты, когда на экран нужно выводить очень много информации в виде единого поля, которое неудобно, например, разбивать на несколько мониторов или постоянно прокручивать, и при этом к качеству цветопередачи не предъявляются высокие требования. Работа с системами CAD/CAM? Почему бы и нет. Да, и остаются энтузиасты, которым очень-очень нужно Ultra HD за невысокую цену в мониторе стильного дизайна.