Компания Ricoh в ближайшие три года собирается увеличить бизнес в России в два раза, и не пожалеет для этого инвестиций. Такое заявление сделали новые руководители российского офиса компании.
Российская стратегия развития является частью общемировой, принятой еще в 2013 г. Именно тогда Ricoh представила новую трехлетнюю программу действий, которая определяла бизнес-цели и приоритетные направления работы в 2014–2016 гг. как на глобальном уровне, так и в отдельных странах. В корпорации была создана группа развивающихся рыков, в число которых вошла и России, наряду с Китаем, Индией, Филиппинами, Вьетнамом, Индонезией, ОАЭ, Турцией, Саудовской Аравией, ЮАР, Мексикой и Бразилией. По словам генерального директора Группы развивающихся рынков Ricoh Хеннинга Рудбеха, объем бизнеса в этих странах уже к концу 2016 финансового года должен вырасти в два раза (до 2,5 млрд. долл.) по сравнению с 2013 г., а к 2020 г. достичь 4 млрд. долл. При этом развитие бизнеса в указанных странах будет оставаться для компании приоритетным до 2020 г.
По данным IDC, в 2014 г. Ricoh стала мировым лидером в сегменте офисной печатной техники с долей рынка 18,2% в сегменте МФУ формата А3, и 19,7% в сегменте МФУ формата А4 стоимостью более 1000 долл. Кроме того, согласно данным отчета независимого аналитического агентства Quocirca «Managed Print Services Landscape, 2015» Ricoh четвертый год подряд признается лидером мирового рынка услуг по управлению печатью (MPS). Наибольших успехов компании достигла в странах Западной Европы, США и Японии. На растущих рынках (а по мнению большинства аналитиков порядка 70% роста мировой экономики будет происходить в основном именно там) позиции компании довольно скромные. По итогам финансового года, завершившегося 31 марта, в общем обороте компании в 21,7 млрд. долл. на долю развивающихся рынков приходилось всего 1,2 млрд. долл. Новая стратегия должна, по мнению руководства компании, в корне изменить эту ситуацию. Тем более, что все предпосылки для этого у Ricoh, по словам ее топ-менеджеров, есть.
Основные инвестиции Ricoh до 2020 г. будут направлены на разработку новых продуктов, адаптированных к требованиям развивающихся рынков. Компания готова вложить в это направление около 150 млн. долл., и все решения будут приниматься с учетом локальной специфики каждого рынка. Именно в этом, по мнению руководства компании, кроется один из главных секретов успеха. Данная политика особенно актуальна для России, специфика которой хорошо известна руководству. Следует добавить, что Ricoh открыла в разных странах пять Центров инноваций, инженеры которых сосредоточатся на выпуске специализированных линеек печатных устройств и решений для управления печатью и документооборотом. Разработкой новых продуктов для российского рынка будет заниматься Центр Инноваций Ricoh, который заработал в июле 2015 г. в Объединенных Арабских Эмиратах. Учитывая особенности потребительского поведения в России, Ricoh планирует представить несколько серий офисных принтеров и МФУ формата А3, традиционно надежных, но при этом еще и легких в обслуживании.
Несмотря на то, что размер инвестиций в российский рынок компания не называет, Хеннинг Рудбех подчеркнул, что первые инвестиции сделаны в людей. В июне 2015 г. на должность генерального директора Ricoh Rus был назначен Константин Клейн, ставший первым российским главой представительства за 18 лет работы компании. Напомним, что Константин Клейн проработал более десяти лет в компании Xerox. Многие эксперты уверены, именно Константин поможет Ricoh добиться в России поставленных целей. В это же время в Ricoh Rus был назначен и новый директор по маркетингу Сатоси Маруяма. В течение года штат Ricoh Rus может вырасти на 15%. Впрочем, по словам Константина Клейна все будет зависит от того, насколько здесь будет востребовано направление решений и услуг, которое российский Ricoh планирует активно развивать.
Константин Клейн подчеркивает, что «стратегические инвестиции в развитие бизнеса Ricoh в России будут направлены на укрепление партнерской сети и улучшение сервисного покрытия в отдаленных регионах». При этом речь идет не об увеличении числа партнеров, а о качественно новом уровне работы с ними. Задача заключается в том, чтобы партнеров, которые могли бы не просто продавать технику, но полностью предоставлять все продуктовые линейки вендора, а также оказывать услуги, стало больше. Российский Ricoh планирует также увеличить бизнес в регионах, добиться того, чтобы «соотношение между регионами и центром стало 50/50».
По словам Константина Клейна, компания рассчитывает нарастить объемы продаж в сегменте офисного печатного оборудования, включая устройства, рассчитанные на средний и малый бизнес. «Значительного роста мы ожидаем в сегменте оборудования для промышленной цифровой печати в типографиях и корпоративных копи-центрах. Фокусным для нас направлением остается и развитие услуг по управлению печатью и документооборотом», — подчеркнул Константин Клейн.
Кроме того Ricoh собирается выводить на российский рынок решения и услуги, которые уже востребованы в Европе, но еще не запущены в нашей стране. Упор, по словам, Константина Клейна, будет сделан на продвижение систем для малого офиса и услуг управления инфраструктурой печати (Managed Document Services, MDS). Пока же доля MDS в обороте Ricoh в России очень мала по сравнению с «железом». В российском Ricoh ожидают, что им удастся в ближайшем будущем увеличить количество консалтинговых и аутсорсинговых проектов. По мнению Константина Клейна российские заказчики сегодня мало чем отличаются от европейских. Для них проблемы, связанные с сокращением затрат и рационализацией парка принтеров, становятся все более актуальными. Появляются запросы и на предоставление консалтинговых услуг, а также услуг по управляемому документообороту.
Удастся ли Ricoh добиться в России поставленных целей, покажет время. Пока же можем лишь отметить, что еще в 2012 г. Ricoh объявляла о том, что планирует по итогам года занять на российском рынке лазерных принтеров долю в размере 1%, увеличив ее до 5-6% в течение ближайших трех лет.