В октябре 1992 года с конвейера сошёл первый ноутбук ThinkPad. Двадцать пять лет спустя ThinkPad стал одним из символов IT-индустрии. Эти устройства помогли исследователям добраться до самых удалённых уголков планеты и даже покорить космос, а множеству предприятий в самых разных отраслях добиться успеха.
Ранняя история линейки
В мае 1984 года профессор Гарвардской школы бизнеса Ф. Уоррен МакФарлан (F. Warren McFarlan) написал статью в школьной газете Business Review, озаглавленную «Информационные технологии изменяют подход к конкуренции». И он был абсолютно прав!
На самом деле, именно Гарвардская школа бизнеса способствовала появлению ноутбуков. Благодаря одной из их заявок началась разработка первого настоящего ноутбука IBM, модели L40SX, которая стала первым крупным инженерным проектом Yamato Labs. Данная модель не была особо успешной в коммерческом плане, но доказала, что работающий от аккумулятора портативный персональный компьютер вполне реально создать.
Yamato Labs немедленно занялись проектом Project Nectarine, в результате которого появится ThinkPad 700C, первый ноутбук IBM из линейки ThinkPad. 700C не был первым ноутбуком на мировом рынке – Toshiba и Compaq к этому моменту уже начали производство своих устройств. Но дизайн и техническое совершенство этой модели дали толчок, благодаря которому со временем ThinkPad превратился в один из символов IT-индустрии.
Для разработки дизайна устройства команда корпоративного промышленного дизайна IBM обратилась к известному специалисту в этой области, Ричарду Сапперу (Richard Sapper), а Аримаса Наито (Arimasa Naitoh) возглавил японскую команду. Одна из забавных историй о создании дизайна ноутбука касается цвета джойстика TrackPoint. Отдел корпоративной идентичности вполне устраивала общая чёрная цветовая схема устройства, но с ярким красным цветом TrackPoint они согласиться не могли. Саппер же решил оставить красный цвет. Для обхода этого ограничения он создал джойстик TrackPoint пурпурного цвета и присвоил ему определённый цветовой код, что вполне устроило представителей отдела. Но с каждой новой версией TrackPoint джойстик становился всё более красным. Когда Сапперу указали на этот факт, он возразил, что официальный код не изменился, так что всё в порядке. Поэтому ярко-красные TrackPoint, которые сейчас можно увидеть в ноутбуках ThinkPad, официально… пурпурные!
ThinkPad 700C был представлен 5 октября 1992 года, на пресс-конференции в Манхеттене, Нью-Йорк. Месяцем позже, на выставке COMDEX (сейчас это CES) в Лас-Вегасе, 700C стал одним из главных открытий и первым устройством из линейки ThinkPad, получившим награды.
Спрос на ThinkPad 700C был настолько велик, что все запасы ноутбуков почти мгновенно распродали. За неделю до Рождества 1992 года в офис Президента IBM поступил звонок от Президента США Джорджа Буша: «Эй, я тут читал о ваших ноутбуках ThinkPad и решил подарить один Барбаре (супруге и первой леди). Оказывается, их уже нигде нет. Сможете достать один специально для меня?»
Естественно, ThinkPad 700C был доставлен в Белый дом ещё до Рождества, а через несколько дней IBM получила открытку с благодарностью от президента и чеком на имя компании.
Всего за несколько месяцев ThinkPad 700C выиграл более трёх сотен наград и стал символом статуса для президентов и руководителей компаний.
2 декабря 1993 года космический шаттл Endeavour доставил первый ноутбук ThinkPad в космос. Он использовался для ремонта космического телескопа «Хаббл». Специально для этой миссии на ноутбук были загружены сотни цветных изображений различных деталей телескопа, чтобы их было легче идентифицировать и отремонтировать.
Долгая история использования ThinkPad в космосе и проблемы работы компьютеров в неблагоприятных условиях отлично описаны в книге Аримасы Наито «Как ThinkPad изменил мир». Всего в космических полётах, на международной космической станции и на станции «Мир» побывало несколько сотен различных моделей ноутбуков ThinkPad. Возможно, модели ThinkPad 750C также принадлежит мировой рекорд по времени, проведённом в космосе, так как один из этих ноутбуков был оставлен в покинутом модуле станции «Мир», «Спектр».
Более современное фото с МКС. Сколько ThinkPad насчитаете?
ThinkPad 700C и его более поздние версии, 750C и 755C, были коммерчески успешными, но для растущего массового рынка их стоимость была просто недосягаемой, а снижать стоимость этих моделей IBM не планировала. Поэтому некий промышленный инженер из IBM North America по имени Тим Кук (Tim Cook) собрал команду, которая должна была создать менее мощный, но более доступный для широкого круга потребителей ноутбук.
В итоге у них получился ноутбук PS/Note, который добился определённого коммерческого успеха и вдохновил Кука с командой на создание более производительной и дорогой модели. Главной проблемой на тот момент было то, что разработчики хотели добавить в устройство полноразмерную клавиатуру, но никто не производил ЖК-экраны с диагональю больше 10,4 дюймов. Значит, клавиатура таких размеров получалась шире, чем сам ноутбук. Джону Каридису (John Karidis), гениальному инженеру-механику, удалось решить эту проблему при помощи того, что сейчас известно, как «клавиатура-бабочка».
Так на свет появился ThinkPad 701C. но, из-за ухода из команды ряда сотрудников, включая и самого Тима Кука, выход 701C на рынок состоялся только в начале 1995 года.
Модель оказалась очень популярной и успешной в коммерческом плане, но на рынке к этому моменту стали появляться новые ноутбуки с 12-дюймовым экраном, так что и 701C, и клавиатура-бабочка пробыли на вершине славы очень недолго.
ThinkPad 701C разрабатывался без участия Yamato Labs. Что забавно, так как из-за непредвиденных задержек с его выходом на рынок руководство IBM решило, что в дальнейшем всеми моделями ThinkPad будет заниматься исключительно это подразделение. На сегодняшний день эта задача всё ещё лежит на Yamato Labs.
Ноутбуки ThinkPad известны по всему миру своим качеством, надёжностью и способностью выдерживать внутренние испытания и военные тесты. Но так было не всегда.
К середине 90-х, спустя несколько поколений ноутбуков ThinkPad 750-й линейки, возникли проблемы с надёжностью конструкции. Пользователи работали с ноутбуками намного больше, чем можно было ожидать, и вместе с этим росла нагрузка на некоторые детали. К примеру, в ранних версиях доля сломавшихся из-за постоянной нагрузки петель крышки достигала 19%.
По этому поводу нужно было что-то срочно делать.
В 1996 году Кен Йонемочи (Ken Yonemochi), глава отдела технического проектирования, провёл некоторое время «в поле» с торговыми представителями компании Coca-Cola. Он заметил, что крышку ноутбука в процессе работы открывали намного чаще, чем предполагалось в документах, описывавщих технические параметры устройства.
В те времена различные системные тесты проводили не роботы, а живые люди. Как можно проверить петли и открывающий механизм ноутбука на прочность? Только открывая и закрывая его крышку вручную. Молодой инженер Хироюки Ногучи (Hiroyuki Noguchi) был выбран в качестве «добровольца», чтобы проделать это десять тысяч раз… Это была очень долгая ночь!
Со временем продуктовый ряд ThinkPad расширился, а на рынке появились новые клиентские сегменты. Вместе с ними возникли и новые требования к качеству продукции, поэтому за работу взялись команды тестировщиков ThinkPad. Кроме того, выяснилось, что хуже всех с ноутбуками обращаются студенты. Они сидят на своих рюкзаках, забыв вытащить ноутбук, проливают на клавиатуру напитки и роняют еду, а во время лекций часто достают из неё клавиши, не представляя, как потом вернуть их на место!
Стало понятно, что пора разрабатывать совершенно новую систему тестирования. Так появились «тесты-пытки»…
Благодаря ThinkPad мы стали делать многие вещи совершенно иначе. Мы можем мгновенно получить доступ к информации о лекарствах, об истории болезни пациентов, о результатах их анализов и диагнозах. Системы снабжения теперь напрямую связаны с системами складского учёта и обработки путевых листов. Образование полностью изменилось благодаря цифровым обучающим материалам, а тысячи и тысячи предприятий появились и добились успеха благодаря революции мобильных вычислений, которая началась именно в 1992 году.
Вернёмся к нашему первому абзацу. Профессор Ф. Уоррен МакФарлан писал в своей книге, что «информационные технологии изменяют подход к конкуренции». Но вряд ли он понимал, насколько сильно они изменят всю нашу жизнь!
Что ждёт ThinkPad в будущем? Питер Гортензиус (Peter Hortensius) как-то сказал: «Что они точно могут, так это помогать пользователям разбираться с их проблемами».
Значит, пока у пользователей будут свои проблемы и задачи, будут и ноутбуки ThinkPad, которые им помогут!
* * *
В честь юбилейной даты – 25-летия легендарной линейки ноутбуков ThinkPad – компания MICS запустила промо-акцию по продукции Lenovo для сегмента малого и среднего бизнеса (SMB), включая десктопы, моноблоки, ноутбуки, мониторы и аксессуары.
Победители в двух номинациях - "Лучший столичный партнер" для участников из Москвы и Санкт-Петербурга и "Лучший региональный партнер" - получат главный приз – ThinkPad X1 Carbon последнего поколения.
Подробности здесь:
Желаем удачи в бизнесе!
Источник: Geektimes