По данным аналитической компании ITResearch в 4-м квартале 2019 г. на российском рынке hardcopy было продано 828 тыс. принтеров и настольных МФУ. Это самые большие по году цифры квартальных продаж, свыше трети от суммарного показателя за весь 2019 г.
То есть сезонный фактор повышенного спроса в конце года рынок отработал нормально, но тем не менее этого немного не хватило, чтобы превзойти штучный объем рынка в 4-м квартале 2018 г., Отставание составило всего 0,5%, что, учитывая что завершающий квартал прошлого года был очень успешным, можно считать хорошим показателем.
Денежный объем рынка вырос на 20%, составив около 199 млн долл. и оказался самым высоким квартальным показателем с 2014 г. Как обычно, на опережающий рост рынка в деньгах повлияло два фактора — рост цен на продукты в долларах и изменение структуры продаж в сторону более дорогих устройств. В 4-м квартале вклад второго из факторов был весьма значительным, поскольку и в лазерном, и в струйном сегментах спрос на многофункциональные устройства был больше, чем на принтеры. При этом в обоих технологических сегментах доля более дешевых моделей начального уровня сократилась.
По сравнению с 4-м кварталом 2018 г. динамика продаж лазерных и струйных устройств оказалась разнонаправленной, количество первых сократилось на 1.3%, в то время как струйных принтеров и МФУ было продано на 1,8% больше.
Небольшой общий спад в лазерном сегменте вызван существенным снижением продаж принтеров, востребованность которых, как уже неоднократно отмечалось, на протяжении нескольких кварталов возрастала. Одной из главных причин явилось сокращение предложения лазерных принтеров (в частности, моделей с торговой маркой Samsung, продажи которых в конце года почти прекратились). Кроме того, в 4-м квартале более активно продвигались недорогие модели МФУ, по которым в предыдущий период ощущался дефицит.
Всего в 4-м квартале 2019 г. в лазерном сегменте было продано 574 тыс. принтеров и настольных МФУ, на которые конечные потребители затратили свыше 155 млн долл. В целом, на лазерном рынке продолжается перераспределение спроса в пользу более производительных устройств, особенно заметное в сегменте настольных МФУ.
В отличие от лазерного, в струйном сегменте абсолютные продажи увеличились, хотя и ненамного. Всего за 4-й квартал было продано 252 тыс. устройств, на 1,8% больше, чем год назад, при этом денежный объем сегмента составил около 43 млн. долл. Здесь также сохраняется тенденция к росту востребованности продуктов старших ценовых категорий, особенно моделей, ориентированных на использование в домашнем и малом офисе.
Итоги всего 2019 г., как и ожидалось, оказались близкими к показателям предыдущего года. Всего по предварительным данным на рынке принтеров и настольных МФУ за год было продано 2.33 млн устройств, что на 0.5% меньше, чем годом раньше. Объем продаж в деньгах составил 541 млн долл., превысив показатель 2018 года на 6%. В целом на рынке больше всего было продано продуктов компаний Canon, HP и Kyocera.