Поставки персональных компьютеров в мире за I кв. 2021 г. выросли на 55% год к году — такую солидарную оценку разом привели и Canalys, и IDC. Вместе с тем привычное представление о ПК как об устройстве с процессором Intel, действующем под управлением операционной системы Windows («платформа Wintel»), всё более размывается: в структуре компьютерного рынка нарастают доли и новых аппаратных платформ, и альтернативных ОС.
Затоваривания не будет
Недавний отчёт Canalys свидетельствует о выходе поставок персональных компьютеров в канал продаж — настольных и мобильных вместе, включая высокопроизводительные рабочие станции, — на уровень 82,7 млн единиц, что на 54,6% превышает достижение I кв. 2020 г. Само по себе это неудивительно: поставки всей цифровой техники в прошлогоднем первом квартале серьёзно просели вследствие первого удара коронакризиса. Однако по абсолютной величине почти 83 млн ПК — это самый большой (для первого квартала) объём таких поставок с 2012 г.
Львиная доля из этих компьютеров, 67,8 млн единиц, пришлась на ноутбуки и мобильные рабочие станции: прирост их отгрузок за первый квартал год к году составил целых 79%. Настольные ПК и рабочие станции (включая, разумеется, геймерские системы), напротив, продемонстрировали снижение на 5% в годовом исчислении, — до 14,8 млн единиц. Особенно выдающейся стала динамика поставок компьютеров Apple, которые выросли более чем двукратно за первые три месяца текущего года — не в последнюю очередь благодаря успеху новейших макбуков на базе ARM-процессоров её же собственной разработки Apple Silicon M1.
Таблица 1. Поставки ПК (стационарных и мобильных всех разновидностей) в I кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам и их динамика
Вендор
Поставки в I кв. 2021 г., млн единиц
Доля рынка в I кв. 2021 г., %
Поставки в I кв. 2020 г., млн единиц
Доля рынка в I кв. 2020 г., %
Динамика объёмов поставок за год, %
Lenovo
20,400
24,7
12,702
23,8
+60,6
HP
19,237
23,3
11,701
21,9
+64,4
Dell
12,948
15,7
10,496
19,6
+23,4
Apple
6,605
8,0
3,219
6,0
+105,2
Acer
5,690
6,9
3,125
5,8
+82,1
Прочие
17,795
21,5
12,227
22,9
+45,5
Итого
82,675
100,0
53,470
100,0
+54,6
Источник: Canalys, апрель 2021 г.
Интересно, что данные Canalys, учитывающие продажи партнёрам, поразительным образом совпали для I кв. 2021 г. со сведениями IDC, которая традиционно считает поставки вендоров в канал. Так вот, за первые три месяца нынешнего года аналитики компании зафиксировали мировые отгрузки ПК на уровне 84 млн единиц, что на 55,2% превышает показатель I кв. 2020-го. Столь близкое совпадение значений (55,2% и 54,6%), полученных для одной и той же категории товаров замерами на различных участках канала поставок, напрямую свидетельствует об острейшем превышении мирового спроса на ПК над предложением, — у ноутбуков и настольных систем попросту нет шансов задержаться где-то на складах.
Таблица 2. Поставки ПК (стационарных и мобильных всех разновидностей) в I кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам и их динамика
Вендор
Поставки в I кв. 2021 г., млн единиц
Доля рынка в I кв. 2021 г., %
Поставки в I кв. 2020 г., млн единиц
Доля рынка в I кв. 2020 г., %
Динамика объёмов поставок за год, %
Lenovo
20,401
24,3
12,826
23,7
+59,1
HP
19,237
22,9
11,722
21,7
+64,1
Dell
12,946
15,4
10,495
19,4
+23,4
Apple
6,692
8,0
3,164
5,8
+111,5
Acer
5,837
7,0
3,364
6,2
+73,5
Прочие
18,868
22,5
12,552
23,2
+50,3
Итого
83,981
100,0
54,123
100,0
+55,2
Источник: IDC, апрель 2021 г.
Конец гегемонии?
В 2020 г. стало особенно очевидно: блестящие успехи AMD на ниве процессоростроения, весьма благосклонно встреченные рынком новейшие компьютеры Apple с ARM-чипами М1 собственной её разработки, резкий взлёт продаж хромбуков — всё это прямые и явные угрозы едва ли не полувековой гегемонии Wintel на рынке персональных вычислительных систем. Похоже, с освоением технологических процессов за пороком 14 нм у когда-то бесспорного лидера рынка ЦП не всё гладко. Недаром в глобальной микропроцессорной индустрии ведутся упорные разговоры то о возможной передаче Intel на частичный аутсорсинг грядущих 5-нм процессоров Core i3 в 2022 г., то о включении в 2023-м в состав чипов Intel процессорных ядер, произведённых тайваньской компанией TSMC.
Российский сегмент ПК вполне адекватно реагирует на ширящуюся диверсификацию процессорных предложений — как в части роста доли ЦП AMD, так и в плане появления компьютеров (пока, в основном, лишь под брендом Apple), основанных на чипах отличной от х86 архитектуры. По словам Леонида Уракова, продакт-менеджера 3Logic Group, новые процессоры AMD достаточно уверенно начали занимать свои позиции на рынке: «Популярность новых моделей была достаточно высокой. Но росту продаж новых моделей помешал всплеск майнинга и, как следствие, дефицит и рост цен по видеокартам. В целом новые процессоры AMD получили достаточно высокие оценки как со стороны частных, так и со стороны корпоративных клиентов». Новые же макбуки на базе ARM-чипов в текущей ситуации, по мнению эксперта, не способны задать сколько-нибудь ощутимый тренд: «В текущей рыночной ситуации будут востребованы более бюджетные модели ноутбуков, а предлагаемые макбуки — по-прежнему достаточно дорогое решение. Полагаю, что решения на базе х86 ещё долго будут доминировать на российском рынке».
«Согласно нашей статистике, новые процессоры AMD очень хорошо себя зарекомендовали среди частных пользователей, — замечает Гектор Пулинец, руководитель отдела развития корпоративных продаж компании DNS. — В корпоративном сегменте рост спроса на решения на базе AMD не так выражен, и начал проявляться только во втором полугодии. Что касается ARM-чипов — нам видится, что в 2021 г. от них вряд ли стоит ждать прорыва. Предпосылок нет».
Константин Кимельман, директор по развитию подразделения персональных компьютерных систем HP в Восточной Европе, обращает внимание на то, что в ассортименте ПК его компании давно присутствуют устройства как на базе Intel, так и AMD: «Для нас важно предложить конечному пользователю выбор в зависимости от его предпочтений. Рост спроса на компьютеры на базе процессоров AMD мы наблюдаем как в коммерческом сегменте, так и в потребительском. С той лишь разницей, что в потребительском сегменте доли систем на базе Intel и AMD сравнимы, а в коммерческом сегменте доля AMD растёт с низкой базы. Также стоит отметить, что интерес к продукции AMD вызван не только ценовой привлекательностью, но также и технологическими разработками последней».
И всё же говорить о конце доминирования х86 архитектуры преждевременно, уверена Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution: «Технология ARM, между тем, даёт ощутимые преимущества конечным устройствам с точки зрения производительности и энергоэффективности. Поэтому мы ожидаем, что на базе ARM-чипов будут расти не только продажи устройств, но и количество производителей, заинтересованных в этой технологии».
«В корпоративном сегменте доминирующий спрос сохранился за решениями на базе процессоров Intel последнего поколения с Windows 10 Pro на борту, — соглашается Сергей Косецкий, коммерческий директор компании X-Com. — Однако с выходом новой линейки продуктов, совпавшим в кризисом производства Intel первой волны пандемии, AMD незначительно потеснила этого производителя на рынке. Что же касается процессора M1 — уверен, он не выйдет за рамки продукции Apple. Известная своими многочисленными патентными войнами, эта компания первой об этом позаботится. Тем более, преимущества его архитектуры в тех же макбуках компенсируется повышенным износом SSD-накопителей, на который жалуются многие пользователи в США и Европе».
Хром как ускользающий элемент
Одним из лучших по динамике поставок сегментов ноутбучного рынка в мире в 2020 г. стали хромбуки: по оценке Canalys, их отгрузки за прошлый год выросли относительно уровня 2019-го на 109%. В качестве основных потребителей этих мобильных ПК выступает сфера образования, и они достаточно привлекательны как для заказчиков, так и для канала.
Однако развитие подсегмента хромбуков в России сдерживает не слишком активная позиция офиса Google в регионе, отсутствие свободного повсеместного Интернет-доступа в школах, нехватка образовательного контента, — на это указывает Борис Зиньков, руководитель продуктовой группы «Ноутбуки и ПК» компании Prestigio Global: «Мы ожидаем в течение ближайших нескольких лет продолжение роста доли хромбуков в мире, что, безусловно, затронет и Россию. Как скоро получит широкое развитие Chrome OS в России — в значительной степени зависит от позиции регионального офиса Google. Мы уже сейчас готовы к тем трансформациям, к которым ведёт нас рынок ноутбуков».
Андрей Тарасов, исполнительный директор diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ), пока не видит перспективы для того, чтобы хромбуки или их аналоги стали востребованными в России: «На мой взгляд, есть два сдерживающих фактора: плохое развитие Интернета в нашей стране и недоверие к облачным системам. Одно дело хранить в облаке фотографии, другое — перевести туда все свои дела. Но, конечно, если будет спрос, мы начнём их продавать».
Константин Кимельман обращает внимание на то, что в России сертифицированные учебные материалы создаются для других платформ — не для хромбуков: «Для широкого применения хромбуков дома или в офисе у наших пользователей сохраняется устойчивое недоверие к облачным решениям применительно к ПК — притом, что хромбуки настолько же зависят от облачных сервисов, насколько и смартфоны, имеющие повсеместное распространение».
Развитие сегмента хромбуков (и их аналогов) сдерживает общее недоверие российского потребителя к облачным сервисам, подтверждает Ольга Доровская: «В частности, потребителя серьёзно пугает возможность одномоментного превращения довольно дорогого устройства в „кирпич“, если из-за нового витка санкций оно останется без облачной операционки».
Дефицит — это плохо?
Самое же интересное заключается в том, что выдающийся рост мирового рынка ПК в первом квартале мог бы оказаться ещё более впечатляющим в количественном выражении, если бы не затруднения с поставками полупроводников. А они, напомним, наблюдается ещё с прошлого года, постепенно усиливаясь. Впрочем, аналитики Canalys называют это «хорошей проблемой», — и не только потому, что рост цен на дефицитные ИТ-продукты сулит всем участникам канала дополнительные прибыли.
Смотреть следует глубже: повышение выручки вендоров с каждого проданного ПК стимулирует инновации в инженерном дизайне и способствует долгосрочному пересмотру их стратегии в отношении обеих ветвей цепочки поставок. То есть как восходящей, от изготовителей компонентов к сборочным производствам, так и нисходящей, через канал продаж к конечным потребителям. Больше свободы манёвра у разработчиков новых ПК — больше интересных предложений, выше активность в канале.
Чипмейкеры под давлением растущего спроса также активнее инвестируют в новые линии и технологии. Уже проглядывающее в обозримой перспективе завершение пандемии (по крайней мере, взятие её под контроль по мере развёртывания вакцинации) вселяет надежду на возобновление бизнеса в представителей СМБ, что, в свою очередь, создаёт среднесрочный стимул для продаж ИТ-товаров в целом и ПК в частности.
И даже если дефицит компонентов продлится, как ожидают аналитики Canalys, до конца текущего года, отложенный спрос за это время только окрепнет — что позволяет позитивно смотреть на динамику глобального компьютерного рынка и в 2022 г. Причём как в количественном, так и в денежном выражении.