Для партнеров
стать партнёром
МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ
ГЛАВНАЯ
 



Мировой рынок ПК идёт в рост, меняя структуру

Поставки персональных компьютеров в мире за I кв. 2021 г. выросли на 55% год к году — такую солидарную оценку разом привели и Canalys, и IDC. Вместе с тем привычное представление о ПК как об устройстве с процессором Intel, действующем под управлением операционной системы Windows («платформа Wintel»), всё более размывается: в структуре компьютерного рынка нарастают доли и новых аппаратных платформ, и альтернативных ОС.

Затоваривания не будет

Недавний отчёт Canalys свидетельствует о выходе поставок персональных компьютеров в канал продаж — настольных и мобильных вместе, включая высокопроизводительные рабочие станции, — на уровень 82,7 млн единиц, что на 54,6% превышает достижение I кв. 2020 г. Само по себе это неудивительно: поставки всей цифровой техники в прошлогоднем первом квартале серьёзно просели вследствие первого удара коронакризиса. Однако по абсолютной величине почти 83 млн ПК — это самый большой (для первого квартала) объём таких поставок с 2012 г.

Львиная доля из этих компьютеров, 67,8 млн единиц, пришлась на ноутбуки и мобильные рабочие станции: прирост их отгрузок за первый квартал год к году составил целых 79%. Настольные ПК и рабочие станции (включая, разумеется, геймерские системы), напротив, продемонстрировали снижение на 5% в годовом исчислении, — до 14,8 млн единиц. Особенно выдающейся стала динамика поставок компьютеров Apple, которые выросли более чем двукратно за первые три месяца текущего года — не в последнюю очередь благодаря успеху новейших макбуков на базе ARM-процессоров её же собственной разработки Apple Silicon M1.

Таблица 1. Поставки ПК (стационарных и мобильных всех разновидностей) в I кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам и их динамика

Вендор

Поставки в I кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2021 г., %

Поставки в I кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Lenovo

20,400

24,7

12,702

23,8

+60,6

HP

19,237

23,3

11,701

21,9

+64,4

Dell

12,948

15,7

10,496

19,6

+23,4

Apple

6,605

8,0

3,219

6,0

+105,2

Acer

5,690

6,9

3,125

5,8

+82,1

Прочие

17,795

21,5

12,227

22,9

+45,5

Итого

82,675

100,0

53,470

100,0

+54,6

Источник: Canalys, апрель 2021 г.

Интересно, что данные Canalys, учитывающие продажи партнёрам, поразительным образом совпали для I кв. 2021 г. со сведениями IDC, которая традиционно считает поставки вендоров в канал. Так вот, за первые три месяца нынешнего года аналитики компании зафиксировали мировые отгрузки ПК на уровне 84 млн единиц, что на 55,2% превышает показатель I кв. 2020-го. Столь близкое совпадение значений (55,2% и 54,6%), полученных для одной и той же категории товаров замерами на различных участках канала поставок, напрямую свидетельствует об острейшем превышении мирового спроса на ПК над предложением, — у ноутбуков и настольных систем попросту нет шансов задержаться где-то на складах.

Таблица 2. Поставки ПК (стационарных и мобильных всех разновидностей) в I кв. 2020 и 2021 гг. по вендорам и их динамика

Вендор

Поставки в I кв. 2021 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2021 г., %

Поставки в I кв. 2020 г., млн единиц

Доля рынка в I кв. 2020 г., %

Динамика объёмов поставок за год, %

Lenovo

20,401

24,3

12,826

23,7

+59,1

HP

19,237

22,9

11,722

21,7

+64,1

Dell

12,946

15,4

10,495

19,4

+23,4

Apple

6,692

8,0

3,164

5,8

+111,5

Acer

5,837

7,0

3,364

6,2

+73,5

Прочие

18,868

22,5

12,552

23,2

+50,3

Итого

83,981

100,0

54,123

100,0

+55,2

Источник: IDC, апрель 2021 г.

Конец гегемонии?

В 2020 г. стало особенно очевидно: блестящие успехи AMD на ниве процессоростроения, весьма благосклонно встреченные рынком новейшие компьютеры Apple с ARM-чипами М1 собственной её разработки, резкий взлёт продаж хромбуков — всё это прямые и явные угрозы едва ли не полувековой гегемонии Wintel на рынке персональных вычислительных систем. Похоже, с освоением технологических процессов за пороком 14 нм у когда-то бесспорного лидера рынка ЦП не всё гладко. Недаром в глобальной микропроцессорной индустрии ведутся упорные разговоры то о возможной передаче Intel на частичный аутсорсинг грядущих 5-нм процессоров Core i3 в 2022 г., то о включении в 2023-м в состав чипов Intel процессорных ядер, произведённых тайваньской компанией TSMC.

Российский сегмент ПК вполне адекватно реагирует на ширящуюся диверсификацию процессорных предложений — как в части роста доли ЦП AMD, так и в плане появления компьютеров (пока, в основном, лишь под брендом Apple), основанных на чипах отличной от х86 архитектуры. По словам Леонида Уракова, продакт-менеджера 3Logic Group, новые процессоры AMD достаточно уверенно начали занимать свои позиции на рынке: «Популярность новых моделей была достаточно высокой. Но росту продаж новых моделей помешал всплеск майнинга и, как следствие, дефицит и рост цен по видеокартам. В целом новые процессоры AMD получили достаточно высокие оценки как со стороны частных, так и со стороны корпоративных клиентов». Новые же макбуки на базе ARM-чипов в текущей ситуации, по мнению эксперта, не способны задать сколько-нибудь ощутимый тренд: «В текущей рыночной ситуации будут востребованы более бюджетные модели ноутбуков, а предлагаемые макбуки — по-прежнему достаточно дорогое решение. Полагаю, что решения на базе х86 ещё долго будут доминировать на российском рынке».

«Согласно нашей статистике, новые процессоры AMD очень хорошо себя зарекомендовали среди частных пользователей, — замечает Гектор Пулинец, руководитель отдела развития корпоративных продаж компании DNS. — В корпоративном сегменте рост спроса на решения на базе AMD не так выражен, и начал проявляться только во втором полугодии. Что касается ARM-чипов — нам видится, что в 2021 г. от них вряд ли стоит ждать прорыва. Предпосылок нет».

Константин Кимельман, директор по развитию подразделения персональных компьютерных систем HP в Восточной Европе, обращает внимание на то, что в ассортименте ПК его компании давно присутствуют устройства как на базе Intel, так и AMD: «Для нас важно предложить конечному пользователю выбор в зависимости от его предпочтений. Рост спроса на компьютеры на базе процессоров AMD мы наблюдаем как в коммерческом сегменте, так и в потребительском. С той лишь разницей, что в потребительском сегменте доли систем на базе Intel и AMD сравнимы, а в коммерческом сегменте доля AMD растёт с низкой базы. Также стоит отметить, что интерес к продукции AMD вызван не только ценовой привлекательностью, но также и технологическими разработками последней».

И всё же говорить о конце доминирования х86 архитектуры преждевременно, уверена Ольга Доровская, директор департамента персональных систем OCS Distribution: «Технология ARM, между тем, даёт ощутимые преимущества конечным устройствам с точки зрения производительности и энергоэффективности. Поэтому мы ожидаем, что на базе ARM-чипов будут расти не только продажи устройств, но и количество производителей, заинтересованных в этой технологии».

«В корпоративном сегменте доминирующий спрос сохранился за решениями на базе процессоров Intel последнего поколения с Windows 10 Pro на борту, — соглашается Сергей Косецкий, коммерческий директор компании X-Com. — Однако с выходом новой линейки продуктов, совпавшим в кризисом производства Intel первой волны пандемии, AMD незначительно потеснила этого производителя на рынке. Что же касается процессора M1 — уверен, он не выйдет за рамки продукции Apple. Известная своими многочисленными патентными войнами, эта компания первой об этом позаботится. Тем более, преимущества его архитектуры в тех же макбуках компенсируется повышенным износом SSD-накопителей, на который жалуются многие пользователи в США и Европе».

Хром как ускользающий элемент

Одним из лучших по динамике поставок сегментов ноутбучного рынка в мире в 2020 г. стали хромбуки: по оценке Canalys, их отгрузки за прошлый год выросли относительно уровня 2019-го на 109%. В качестве основных потребителей этих мобильных ПК выступает сфера образования, и они достаточно привлекательны как для заказчиков, так и для канала.

Однако развитие подсегмента хромбуков в России сдерживает не слишком активная позиция офиса Google в регионе, отсутствие свободного повсеместного Интернет-доступа в школах, нехватка образовательного контента, — на это указывает Борис Зиньков, руководитель продуктовой группы «Ноутбуки и ПК» компании Prestigio Global: «Мы ожидаем в течение ближайших нескольких лет продолжение роста доли хромбуков в мире, что, безусловно, затронет и Россию. Как скоро получит широкое развитие Chrome OS в России — в значительной степени зависит от позиции регионального офиса Google. Мы уже сейчас готовы к тем трансформациям, к которым ведёт нас рынок ноутбуков».

Андрей Тарасов, исполнительный директор diHouse (входит в группу компаний ЛАНИТ), пока не видит перспективы для того, чтобы хромбуки или их аналоги стали востребованными в России: «На мой взгляд, есть два сдерживающих фактора: плохое развитие Интернета в нашей стране и недоверие к облачным системам. Одно дело хранить в облаке фотографии, другое — перевести туда все свои дела. Но, конечно, если будет спрос, мы начнём их продавать».

Константин Кимельман обращает внимание на то, что в России сертифицированные учебные материалы создаются для других платформ — не для хромбуков: «Для широкого применения хромбуков дома или в офисе у наших пользователей сохраняется устойчивое недоверие к облачным решениям применительно к ПК — притом, что хромбуки настолько же зависят от облачных сервисов, насколько и смартфоны, имеющие повсеместное распространение».

Развитие сегмента хромбуков (и их аналогов) сдерживает общее недоверие российского потребителя к облачным сервисам, подтверждает Ольга Доровская: «В частности, потребителя серьёзно пугает возможность одномоментного превращения довольно дорогого устройства в „кирпич“, если из-за нового витка санкций оно останется без облачной операционки».

Дефицит — это плохо?

Самое же интересное заключается в том, что выдающийся рост мирового рынка ПК в первом квартале мог бы оказаться ещё более впечатляющим в количественном выражении, если бы не затруднения с поставками полупроводников. А они, напомним, наблюдается ещё с прошлого года, постепенно усиливаясь. Впрочем, аналитики Canalys называют это «хорошей проблемой», — и не только потому, что рост цен на дефицитные ИТ-продукты сулит всем участникам канала дополнительные прибыли.

Смотреть следует глубже: повышение выручки вендоров с каждого проданного ПК стимулирует инновации в инженерном дизайне и способствует долгосрочному пересмотру их стратегии в отношении обеих ветвей цепочки поставок. То есть как восходящей, от изготовителей компонентов к сборочным производствам, так и нисходящей, через канал продаж к конечным потребителям. Больше свободы манёвра у разработчиков новых ПК — больше интересных предложений, выше активность в канале.

Чипмейкеры под давлением растущего спроса также активнее инвестируют в новые линии и технологии. Уже проглядывающее в обозримой перспективе завершение пандемии (по крайней мере, взятие её под контроль по мере развёртывания вакцинации) вселяет надежду на возобновление бизнеса в представителей СМБ, что, в свою очередь, создаёт среднесрочный стимул для продаж ИТ-товаров в целом и ПК в частности.

И даже если дефицит компонентов продлится, как ожидают аналитики Canalys, до конца текущего года, отложенный спрос за это время только окрепнет — что позволяет позитивно смотреть на динамику глобального компьютерного рынка и в 2022 г. Причём как в количественном, так и в денежном выражении.

 


Источник:    CRN

20 апреля 2021 г.



ГЛАВНАЯ О КОМПАНИИ
История
Наши партнеры
КАТАЛОГ НОВОСТИ
Новые поступления
Новости поставщиков
Обзоры
События
Пресс Центр
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Программы MICS
Программы вендоров
Партнерские программы
ПОДДЕРЖКА ПАРТНЕРОВ
Как стать партнером
Сервисные центры
Гарантийное обслуживание
ФИЛИАЛЫ
MICS-Поволжье
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обратная связь
Карьера в MICS