Виктор ИВАНОВ: «При выборе вендора для критической ИТ-инфраструктуры будут учитываться не только технические и ценовые аспекты, но также и политически
На вопросы главного редактора издания IT News Геннадия Белаша, отвечает Виктор Иванов, представитель компании Соntext – частного аналитического агентства, занимающегося мониторингом продаж в дистрибуции в ИТ.
Какова реакция вендоров, ушедших из России?
Первый и самый видимый эффект – образование больших стоков в Европе. В июле розница проводила разные кампании по распродаже со скидками от 20 до 50%. Основная цель – подчистить склады для следующих поставок (осень и зима), которые уже находятся в пути. Стоит отметить, что многие вендоры до сих пор не приняли окончательного решения и продолжают держать свой штат сотрудников, хотя и без отгрузок оборудования. Все понимают, что их место тут же будет занято.
Как много потеряли уехавшие?
Понесенные потери ушедших вендоров выражаются не только в прибыли и доле рынка, это также имиджевые потери. На глобальном уровне стало видно, насколько политизированы западные вендоры и к каким неприятностям это может привести заказчика. Как всегда, любой кризис открывает возможности. В будущем при выборе вендора для критической ИТ-инфраструктуры будут учитываться не только технические и ценовые аспекты, но также и политические риски. Кому нужно самое продвинутое решение, если оно в какой-то момент перестанет работать из-за каких-нибудь санкций? Этот новый аспект ИТ открывает большие возможности для китайских и российских компаний в странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. Если раньше по техническим характеристикам западные вендоры были абсолютными лидерами, то теперь, с появлением аспекта «политизированности» вендоров, перед китайскими и российскими производителями открываются новые перспективы. Что касается потерь, то в 2021 году оборот НР в рублях в дистрибуции вырос на 40%. Суммарные продажи НР в долларах в 2020 году составляли $650 млн, в 2021 - уже 903. В данном случае для НР Россия находится между Германией и Польшей, это не малая сумма.
<Планирует ли возвращаться кто-либо из них?
На данный момент эта тема является табу и никто об этом не говорит, во всяком случае, публично. Хотя все понимают, что вернуться будет очень сложно, ведь придется начинать сначала: собирать и обучать команду, восстанавливать контакты с игроками рынка, а самое главное – восстанавливать доверие. Поэтому не думаю, что ушедшие компании будут возвращаться, по крайней мере в обозримом будущем.
Как отреагировали дистрибьюторы на уход иностранных вендоров?
Дистрибьюторы адаптируются. Как доказал Дарвин, выживает тот, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям. Я вижу несколько вариантов развития дистрибуции в России: параллельный импорт, дистрибуция В-брендов, локальное производство. Кстати, с первого взгляда наиболее выгодным кажется параллельный импорт. Однако я не уверен в этом. В 90-е это сработало, но за 30 лет рынок развился и стал намного более цивилизованным. Многие дистрибьюторы предпочитают развивать новые марки, которые сейчас являются В- и С-брендами, но могут вполне стать А-брендами. Опять же, у российских дистрибьюторов есть отличная возможность стать глобальными игроками и выйти на рынки Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. Российский софт является очень конкурентоспособным. Традиционно российские решения часто ругают – в основном в России же. Однако стоит отметить, что Россия – единственный нерегулируемый рынок, где у Google, Microsoft и SAP есть местная конкуренция. Может, по некоторым параметрам российский софт и уступает западным аналогам, но он есть и он развивается! А, например, в той же Европе выбора нет, приходится пользоваться продуктами Google и Microsoft...
Как обеспечивается техническая поддержка?
Думаю, запаса прочности хватит на несколько лет. Есть обученные специалисты, понимающие все технические характеристики установленных решений, и есть запасные части для необходимого ремонта. Но технологии не стоят на месте, поэтому надо шагать в ногу с прогрессом.
Как вы относитесь к параллельному импорту? В чем, с вашей точки зрения, его достоинства и недостатки?
Единственный плюс параллельного импорта – это скорость и простота. Конечно, такой вариант поможет решить некоторые проблемы со спросом в краткосрочной перспективе, но я бы не рассматривал его как основное решение проблем. В первую очередь из-за отсутствия технической поддержки и очень малой доли добавленной стоимости в подобном решении. Кстати, всё познается в сравнении. Например, российские дистрибьюторы по многим параметрам более продвинуты, чем их западные коллеги. Но это тема для другого разговора, хочу лишь отметить, что экспертиза большинства дистрибьюторов позволяет делать гораздо больше, чем возить коробки. Более стабильными и перспективными сценариями являются локализация производства (наилучший вариант) и налаживание дистрибуции продуктов новых вендоров. В России очень низкая стоимость производства, именно поэтому многие западные компании открывали здесь свои предприятия – это было выгодно с экономической точки зрения. Плюс в России сильная школа разработки софта. Я абсолютно уверен, что у России есть уникальный шанс стать важным игроком на глобальном рынке ИТ благодаря низким затратам и высокому уровню технической экспертизы. Есть прекрасные примеры локальной сборки – и это направление надо развивать, чем многие дистрибьюторы уже занимаются, что меня очень радует. Важный момент: стоит различать импорт «железа» и импорт софта. Первый проще наладить и он менее критичен, а вот софт – это краеугольный камень работы любой компании, да и всей экономики в целом. В софте импорта быть не должно в принципе, надо развивать свои решения и даже экспортировать их.