Для партнеров
стать партнёром
МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ
ГЛАВНАЯ
 



Дистрибьюторы и кризис

Дистрибьюторы и кризис


24 декабря в редакции CRN/RE состоялся «круглый стол»* с участием руководителей ведущих дистрибьюторских компаний, посвященный влиянию экономического кризиса на дистрибьюторский бизнес и на канал сбыта в целом.

Основное внимание участники «круглого стола» уделили обсуждению двух блоков вопросов: 1) взаимодействие дистрибьюторов и вендоров в кризисных условиях, 2) взаимоотношения с дилерами и проблема роста просрочек и невозвратов дебиторской задолженности**.

Дискуссия началась с общего анализа ситуации, сложившейся в канале сбыта, и попыток оценить перспективы бизнеса в 2009 г. — несмотря на всю условность «планирования» при такой степени неопределенности, характерной для бизнес-среды сегодня, дистрибьюторам приходится верстать и переверстывать свои планы. Именно этому посвящена данная статья.

По мнению Александра Гуккина, члена правления АП КИТ, президента группы компаний ПИРИТ, основные риски и угрозы, с которыми в условиях кризиса сталкиваются дистрибьюторы, состоят в следующем:
  • риски, связанные с проблемной дебиторской задолженностью большого числа дилеров;
  • риски, связанные с невозможностью прогнозирования спроса, точнее, масштабов его падения;
  • разбалансированность в «переходный период» всей цепочки сбыта вендоры — дистрибьюторы — дилеры;
  • проблемы в работе с контрагентами, обслуживающими ИТ-бизнес (в первую очередь банки и страховые компании).
«В переходный период, когда мы из состояния растущего, высокого спроса переходим в состояние сжимающегося, низкого спроса, естественно, возникает много проблем, много вопросов, и нужно пережить этот период без панических, импульсивных решений, которые иногда имеют место», — подчеркивает он.

Еще одна важнейшая проблема, добавляет Дмитрий Злотов, директор по дистрибуции компании ЛАНИТ, это общий кризис доверия: охвативший российскую экономику в целом, он не миновал и ИТ-рынок.

Христо Каракашев, вице-президент по дистрибьюторскому бизнесу и региональному развитию группы Verysell, оценивает нынешнюю ситуацию как системный кризис. «Дистрибуция — это просто два потока: один — товарно-материальные ценности, другой — деньги. Мы переживаем глубокий системный кризис, потому что все параметры, связанные с этими потоками, находятся в состоянии сбоя», — констатирует он.

Кризис, начавшийся несколько месяцев назад с финансового сектора, теперь охватывает всю экономику. Ситуация непрерывно меняется и остается весьма неопределенной.

Сценарий дальнейшего развития событий пока не ясен, не исключен и самый пессимистический и мучительный — и мировая, и российская экономика продолжат падение, и неизвестно, когда именно и на каком уровне оно остановится. Осенью 2008 г. правительство приняло бюджет страны на 2009 г., сверстанный исходя из среднегодовой цены нефти 95 долл. за баррель. В конце января оно готовит уже новый вариант бюджета — исходя из цены 41 долл. за баррель. Не исключено, что не последний. Как констатируют некоторые эксперты по макроэкономике, на сегодняшний день есть только одна надежная тенденция — ухудшение прогнозов.

На ИТ-рынке в состоянии наибольшей неопределенности пребывает потребительский сегмент. Скорее всего, сокращение потребительских расходов в 2009 г. будет сильнее, чем наблюдавшееся в конце 2008 г., однако достоверных оценок его масштаба пока нет. В корпоративном сегменте общая ситуация и объемы поставок в 2009 г. прояснятся раньше, уже в I квартале, — когда будут утверждены ИТ-бюджеты в госструктурах и у корпоративных заказчиков.

Учитывая неизбежное резкое сокращение объема поставок, дистрибьюторам нужно соответственно планировать и сокращение своих издержек — складских площадей, кадровых ресурсов, маркетинговых расходов и др., чтобы пережить этот трудный период. Сложность, наряду с отсутствием достоверных прогнозов спроса, еще и в том, что снижение расходов — это обычно меры реактивные: рынок падает сегодня, а эффект эти меры дают лишь спустя месяцы: нельзя за несколько дней избавиться от аренды и от складов, увольняемых людей надо предупредить за пару месяцев и т. д. Цена серьезных ошибок при планировании — выживание компании. В последние месяцы, готовя планы на 2009 г. и пытаясь оценить перспективы рынка, компании вынуждены неоднократно пересматривать свои прогнозы, обычно в худшую сторону. Некоторые дистрибьюторы при планировании исходят из нескольких сценариев развития ситуации.

«Мы все время догоняем: оптимизируем издержки, сокращаем запасы до того уровня, который казался адекватным месяц назад, и снова начинаем думать, насколько нужно сократить издержки, и т. д.», — сетует Константин Шляхов, генеральный менеджер компании «Марвел-Дистрибуция».

В этой компании бюджет на следующий год традиционно принимается в начале ноября. В 2008 г. от этого отказались, но «для интереса» сделали прикидку: тогда масштаб падения рынка в 2009 г. был оценен в 20%. «Спустя полтора месяца, в конце декабря, я оцениваю его уже в 40%, и, возможно, через пару месяцев наши прогнозы будут совсем другими», — констатирует Шляхов.

По мнению Константина Сидорова, президента группы компаний RRC, каков будет ИТ-рынок 2009 г., станет понятно уже в I квартале. «Поэтому в ближайшее время станет легче — не с точки зрения выживания, а с точки зрения понимания, где мы находимся и какие шаги следует предпринимать, — говорит он. — Я не оптимист и не считаю, что год будет хорошим, я реалист. Может быть, многие, когда поймут, на каком дне мы находимся, решат, что лучше закрыть бизнес, потому что при таком спросе и такой структуре существовать не смогут».

Руководители RRC при подготовке плана 2009 г. (он был утвержден в конце декабря) исходили из достаточно консервативного прогноза развития событий и необходимости приведения расходов компании в соответствие с этим прогнозом. По их оценке, спрос в России на поставляемую RRC продукцию упадет примерно на 30% (в среднем по продуктовому портфелю; причем в некоторых сегментах, например ИБ, ожидается не падение, а рост). Одной из важных антикризисных мер в компании считают существенное изменение структуры компенсационных пакетов в сторону увеличения мотивационной, бонусной части. «О достоверности этого плана сейчас судить, конечно, трудно, но, по крайней мере, мы в него верим», — говорит Константин Сидоров.

В компании Verysell Distribution при подготовке плана на 2009 г. исходили из аналогичного подхода, но рассматривали три разных сценария, причем в самом неблагоприятном было заложено снижение общего спроса на 40%. «Мы делим свой дистрибьюторский портфель на три основных сегмента: компьютеры и системы, ПО и телеком. В первом сегменте, по нашим основным линейкам, мы заложили спад на 40%, во втором — на 30% и в третьем — на 20%, — поясняет Христо Каракашев. — Это оптимальный сценарий, к которому мы прогнозируем максимально приблизиться. Два других сценария отражают возможные экстремальные ситуации».

Компания «Инлайн» исходит из того, говорит Сергей Швец, вице-президент группы «Инел», что сокращение спроса по ее ассортименту будет более существенным в потребительском сегменте, чем в корпоративном: соответственно примерно 40 и 30% в первой половине или в первые 9 месяцев 2009 г. Естественно, оно затрагивает как дистрибьюторскую, так и производственную компании группы «Инел».

Падение спроса в 2009 г. по ассортименту, предлагаемому компанией РОСКО (прежде всего ноутбуки и периферийные устройства), ее директор Сергей Данилов оценивает тоже примерно в 40%. В целом же на рынке в некоторых сегментах, например телекоммуникационное оборудование и расходные материалы, до конца 2008 г. несмотря ни на что наблюдался рост продаж, и, наверное, эти сегменты останутся наиболее устойчивыми и в текущем году, полагает он.

Неординарного подхода придерживаются руководители компании ЛАНИТ: заранее планировать падение рынка опасно, считают они. «Людям сложно объяснить, как они должны действовать в случае падения, скажем, на 30–40%, — мотивирует такой подход Дмитрий Злотов, — особенно, если в предшествующие годы они были ориентированы на рост. У меня в компании есть сотрудники, работающие по 10 лет. Если сейчас их переучивать на работу в условиях падения спроса, то, во-первых, они потеряют 80% компетенций, а во-вторых, мне важно, чтобы в нынешней ситуации специалисты были настроены на жесткую борьбу — не с конкурентами, а с ситуацией. „Ожидание“ плохих продаж и „планирование“ плохих продаж — это разные вещи. От выполнения плана менеджеры получают удовлетворение, и мы не хотим, чтобы они довольствовались результатом в минус 30% от прошлого года».

Александр Гуккин решительно не согласен с таким подходом к планированию в кризисных условиях: «Да, сейчас произойдет падение спроса, и оно будет усугубляться — в этом ни у кого нет сомнений. Мы считаем, что лучше знать правду, чем смотреть на ситуацию сквозь розовые очки». Такого же мнения придерживается большинство участников «круглого стола»: будущее нужно оценивать трезво. С цифрами в руках, какими бы приблизительными или пугающими они ни были.

«Нужно научиться самим и научить сотрудников работать в условиях не эйфории роста, а кризиса, когда увеличивается дебиторская задолженность, растут риски, когда одна за другой в сложную финансовую ситуацию попадают розничные сети», — говорит Ирина Аносова, директор по продажам компании MICS. — Рисовать утопические планы и с ними работать, ничего не меняя, — это очень рискованный путь. Более или менее внятные планы можно будет сверстать только в I квартале».

В компании OCS, планируя свою деятельность в 2009 г., тоже «не пляшут» от оценки ожидаемого падения рынка, но по другим мотивам. Как утверждает вице-президент OCS Дмитрий Русин, в компании и в условиях кризиса, как это ни парадоксально, сохранился прежний подход к планированию. «Когда рынок рос и всё у всех было хорошо, мы никогда не планировали „продать на столько-то миллионов долларов“, а ставили две основные задачи: 1) расти быстрее рынка, 2) следить за расходами, чтобы их рост не превышал рост доходов. И сейчас мы решаем те же самые задачи: 1) если рынок падает, мы должны падать медленнее рынка и оставаться одним из его лидеров, 2) наши расходы должны сократиться не меньше, чем снизится (если снизится) объем доходов», — поясняет он. Меры по экономии в OCS начали предпринимать уже в октябре 2008 г.

Еще раньше за оптимизацию расходов взялась компания RSI. Некоторые статьи расходов, в частности офисные площади, здесь начали урезать уже в конце августа — сентябре, арендуемые складские помещения были сокращены в декабре, и это был последний этап снижения расходов, рассказывает генеральный директор Всеволод Крылов. Бюджет 2009 г. в RSI составлен исходя из объемов продаж в IV квартале 2008 г.

Константин Шляхов ожидает в 2009 г. снижение спроса в потребительском сегменте на 40%, в корпоративном — также на 40%, если не больше. «В корпоративном сегменте это уже заметно, потому что новых заказов практически нет, а те, которые есть, намного меньше. Хотя, как ни странно, в IV квартале мы наблюдали минимальный рост продаж по сравнению с 2007 г.», — поясняет он.

В компании Merlion 2009 финансовый год начинается только 1 апреля, поэтому ее генеральному директору Вячеславу Симоненко, можно сказать, «повезло» больше, чем коллегам, — у него есть еще пара месяцев «на размышления» над планом. «С оценкой падения спроса в потребительском сегменте, порядка 40%, я согласен, в корпоративном сегменте мы работаем сравнительно недавно, и пока у нас наблюдается вполне приличный рост. А вопрос о степени жесткости поведения на рынке каждый решает для себя сам», — говорит он.

Ожидаемое многими дистрибьюторами падение спроса на 30–40% — очень сильный удар для ИТ-рынка, особенно на фоне высоких темпов роста последних нескольких лет.

Однако у Александра Гуккина настроение куда менее «радужное», чем у других дистрибьюторов. «Мы в качестве оптимистического сценария на 2009 г. рассматриваем падение платежеспособного спроса в рознице в два раза с учетом оверстоков на начало года. На корпоративном рынке закладываем падение около 45% по сравнению с 2008 г. Вероятно, это самый худший из прозвучавших прогнозов, но в нашем планировании — он оптимистичный. Мы рассматриваем и варианты с еще меньшим спросом в 2009 г.», — заявляет он.

* * *

Самыми трудными, считают участники дискуссии, будут первые 6–8 месяцев года. Общее настроение — дожить до сентября, а там посмотрим. Или привыкнем...

Как известно, в первый правительственный список «системообразующих предприятий» (опубликован 25 декабря 2008 г.), которые могут претендовать на государственную поддержку, вошла только одна ИТ-компания — ОАО «Ситроникс». Пока этот список остается открытым, и не исключено, что в нем все-таки появятся еще какие-то ИТ-компании.

Однако участники «круглого стола» в редакции CRN/RE на поддержку со стороны государства не рассчитывают и не просят ее. Единственное, что нужно дистрибьюторам, — чтобы государство их «не кошмарило» и «не лечило».

* Благодарим Александра Гуккина, члена правления АП КИТ, президента группы компаний ПИРИТ, за инициативу и помощь при организации «круглого стола». ** Статьи на эти темы будут опубликованы в спецвыпуске № 1 CRN/RE, март 2009.

В конце января при подготовке материалов «круглого стола» к печати его участники подтвердили свои оценки падения спроса в 2009 г., высказанные 24 декабря.

Источник: CRN ИТ-Бизнес

<< Пресса о MICS





13 февраля 2009 г.

<< Пресса о MICS

ГЛАВНАЯ О КОМПАНИИ
История
Наши партнеры
КАТАЛОГ НОВОСТИ
Новые поступления
Новости поставщиков
Обзоры
События
Пресс Центр
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Программы MICS
Программы вендоров
Партнерские программы
ПОДДЕРЖКА ПАРТНЕРОВ
Как стать партнером
Сервисные центры
Гарантийное обслуживание
ФИЛИАЛЫ
MICS-Поволжье
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обратная связь
Карьера в MICS