Для партнеров
стать партнёром
МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ДИСТРИБУЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ
ГЛАВНАЯ
 



MICS: 20 лет стабильности / CRN

CRN Компания MICS возникла обычным для того времени — трудного, но яркого, предполагавшего самые разные возможности — образом, вспоминает ее генеральный директор Владимир Лисогорский. Собрались трое интеллигентных людей и, решив, что в такое время нужно что-то сделать, организовали собственную компанию. Будучи людьми технически грамотными, следящими за достижениями передовой технической мысли, решили положить в основу своего бизнеса стремительно развивающееся направление — компьютеры. Так и возникла компания, в первоначальном и длинном названии которой было слово «Computer» и которое потом трансформировалось в короткое и емкое — MICS.

VL_mics-2

Вскоре компания открыла небольшой магазинчик на ВВЦ в Москве, а потом старые друзья разошлись в разные стороны: один из учредителей занялся другой коммерческой деятельностью, еще один, программист, уехал за границу.

«Остался я, видимо, самый консервативный, — шутит Лисогорский. — Помню, бабушка мне выговаривала: как тебе не стыдно, папа — инженер, мама — инженер, а ты чем занимаешься? Да и мне самому было как-то не по себе. Но тогда, в начале 90-х, время было достаточно сложное».

Новая деятельность с самого начала показалась очень интересной, новоиспеченным ретейлерам хотелось во всем разобраться, они все делали сами. Например, придумывали тексты всевозможных контрактов, поскольку стандартных тогда не существовало, как не существовало и юридических служб. Не было в Москве и представительств большинства ведущих ныне ИТ-компаний. По самописным контрактам работали напрямую с зарубежными поставщиками, в том числе с Америкой. Одними из первых привезли на российский рынок совершенно новый продукт — лэптопы, а также факсы, копиры и другую офисную технику. Тем самым обеспечили посильную техническую поддержку растущему российскому бизнесу.

Никаких далеко идущих планов, определенной стратегии у молодой компании не было. Но по какому-то наитию развитие шло, видимо, в верном направлении.

Первые несколько лет деятельности MICS — это прежде всего розничный бизнес. Компания развивалась во всех отношениях спокойно, о себе громко не заявляла. На пике этого этапа у MICS было три маленьких магазина, и компания начала создавать свой канал продаж, имея не только постоянных розничных покупателей, но и постепенно создавая дилерскую сеть.

MICS принимала участие в компьютерных выставках тех лет, «Комтек» и «Инфоком», потому что продавала новинки, например ноутбуки Fujitsu, начиная уже с 1993 г. Также одной из первых, возможно, даже самой первой в стране предложила ноутбуки Toshiba.

С подписанного в 1995 г. контракта с Xerox был взят курс на дистрибуцию — с соответствующим штатом сотрудников, позиционированием, развитием дилерской сети и т. д. Благодаря определенному опыту ведения розничного бизнеса компания совмещала его с дистрибуцией. Но к 1999 г. было принято решение развивать дистрибуцию на 100%. MICS стала позиционировать себя только как дистрибьютора, что нашло отражение и в самом названии — «Дистрибьюторская компания MICS».

Сейчас, с высоты юбилея, Владимир Лисогорский самокритично оценивает состояние компании в те годы: «Мы поняли, что для азвития розницы нет необходимых денег, да и нужных компетенций. Впрочем, как и уверенности в том, что хотим этим заниматься. Это удивительно — мы, торговая компания, ничего не умели продавать и свои розничные точки не продали, а просто закрыли».

Масштабы бизнеса MICS были, конечно, «смешные» по нынешним меркам, но это ее и выручило в кризис 1998 г. — меньше рисков, меньше кредитов. Все западные кредиты компания вернула, хотя многие этому удивлялись: зачем, ведь страна объявила дефолт. Зато компания приобрела хорошую кредитную историю, которую, кстати, имеет и по сей день. В общем, из того кризиса MICS удалось выбраться сравнительно легко, хотя, конечно, с потерями — по объемам, по числу партнеров, по размерам оплаты труда сотрудников, но коллектив все-таки сохранили.

Имея опыт работы с собственной розницей и зная потребности розничных компаний, в эпоху «чистой» дистрибуции, начавшуюся с 1999 г., компания решила сосредоточиться на обслуживании именно этого сегмента рынка. Заключались контракты, велись активные поиски поставщиков. Вскоре MICS подписала соглашения и с ведущими компьютерными и бытовыми розничными сетями в Москве, Санкт-Петербурге и регионах России.

Последующие несколько лет поступательное, но по-прежнему не очень быстрое развитие продолжилось — росли объемы продаж и кредитования партнеров, увеличивалась численность персонала, естественно, прибавлялись и новые дистрибьюторские контракты.

Так, в 2003 г. MICS становится одним из первых в России авторизованных дистрибьюторов ноутбуков Samsung, получает статус авторизованного дистрибьютора BenQ по ЖК-мониторам. В последующие годы контракты с этими вендорами значительно расширились, охватив несколько других категорий товаров.

Шире становился и круг вендоров. В 2005 г. подписано дистрибьюторское соглашение по ноутбукам, а затем и по потребительской электронике с Toshiba; в 2006 г. — соглашение с Tripp-Lite (ИБП, пассивное сетевое оборудование и др.). В 2007 г. MICS заключает дистрибьюторские соглашения с компаниями Lenovo (ThinkPad) и Kensington (аксессуары), в 2008-м — с Dell. В 2009-м начинается сотрудничество с LG Electronics, расширен также контракт с Lenovo (IdeaPad). В 2010 г. продуктовое предложение MICS пополняется новыми брендами — Acer, Edimax, GIGABYTE, Rexel, а в 2011 г. — продукцией ACCO Brands, AOC, ASUS, Rexel, takeMS, Team Group Inc., телевизорами LG для коммерческого использования.

Недавние экономические катаклизмы, в отличие от кризиса 1998 г., принесли MICS существенные убытки, поскольку и масштабы бизнеса значительно выросли, и отношения с рынком стали достаточно прозрачные. «Мы несколько изменили схемы работы. Чтобы быстрее расти, нужно было больше рисковать, — поясняет Владимир Лисогорский. — После этого у нас было много судебных процессов: партнеры не возвращали деньги. Но так построен бизнес в России, что процессы мы выигрывали, а денег не получали. Хотя эти люди по-прежнему на рынке. Мы с ними, конечно, не работаем, но другие...»

От того, что в кризис несколько дистрибьюторских компаний покинули рынок, MICS «обломилось» немного. Из того сегмента, где она работает, ушли не самые заметные игроки, причем не неожиданно, и кризис здесь был ни при чем, говорит Лисогорский. «Наверное, мы воспользовались какими-то плодами кризиса, но не в полной мере, — сетует он. — В этот период, конечно, можно было рискнуть и начать что-то новое, но не потому, что кто-то ушел с рынка, а потому, что никто не решался на серьезные телодвижения, все стали осторожнее».

Немного «отряхнувшись» от кризиса, в компании решили, что настало время двигаться быстрее — несмотря на по-прежнему не очень благоприятное состояние рынка и туманные перспективы.

Сейчас в компании реализуются по меньшей мере два крупных и важных проекта.

Один из них — это региональное развитие. В августе 2010 г. в Нижнем Новгороде открылся первый региональный филиал.

Планы по открытию офисов в регионах прорабатывались в MICS уже давно. «Мы тщательно взвешивали все „за“ и „против“ и долго не могли принять окончательного решения, поскольку создание филиала и наполнение локального склада — дело непростое, — сказал тогда Владимир Лисогорский. — Наконец в 2008 г. решение было принято, но кризис внес свои коррективы». В продолжение региональной экспансии в 2011 г. открылись еще два полноформатных филиала (офис и склад) — в Ростове-на-Дону и Новосибирске, а также представительство в Санкт-Петербурге.

Другой важнейший проект, к которому компания приступила лишь несколько месяцев назад, — внедрение управленческой системы SAP, включая подсистему CRM. Проект отнимает много сил и средств, его реализация потребует немало времени. Но учитывая имеющийся опыт работы с несколькими подобными системами, в компании надеются, что сделали правильный выбор.

Юбилей в RАЮ

В октябре этого года компании исполнилось 20 лет. На юбилейную встречу в известном московском клубе RAЙ пришли более 300 деловых партнеров и друзей MICS. В праздничной атмосфере вечера прозвучало много теплых слов в адрес компании-юбиляра, которая любит своих партнеров и строит с ними не только успешный бизнес, но и проверенные годами дружеские отношения.

В настоящее время в MICS работают более 300 человек, у нее около 20 дистрибьюторских контрактов, 700–800 активных партнеров (хотя бы одна закупка в квартал) и более 4 тыс. зарегистрированных.

Компания сохраняет сложившуюся за многие годы специализацию — преимущественно продукция массового спроса для розничного сегмента рынка. Но в портфеле есть и более «тяжелое» оборудование, поскольку многие партнеры интересуются поставками для проектов. Это направление будет развиваться, но сначала нужно наработать свои конкурентные преимущества, повысить уровень компетентности, поскольку рынок очень трудный, а вендоры, как правило, не приветствуют увеличение числа прямых партнеров.

Предоставляя партнерам все стандартные дистрибьюторские услуги — логистика, финансирование, маркетинг, техническая помощь (по тем направлениям, которыми занимается компания), а также сервис (по некоторым направлениям), в MICS не ставят задачу дополнять спектр услуг для партнеров. Но это не значит, что в компании об этом не задумываются.

Выстраивая на протяжении многих лет свой бизнес, руководители MICS, конечно, изучали опыт других дистрибьюторских компаний, как зарубежных, так и российских, анализировали их достоинства и недостатки. Тем не менее ни о какой «образцовой» компании, которой хотелось бы подражать, или о лидере, за которым MICS старалась бы следовать, говорить нельзя, утверждает Владимир Лисогорский. «С другой стороны, мы и не пытались изобрести свой особенный путь. Мы просто шли путем, который считали правильным. На нашем рынке мы все друг друга знаем, и каждый старается взять лучшее. Ведь, в общем, каждый из дистрибьюторов занимается одним и тем же, только стилистика отличается и внутренние процессы разные — что самое важное», — говорит он.

Оценивая итоги прошедшего 20-летия, глава компании так формулирует ее (да и свое личное) основное достижение: «Я думаю, это существование компании и ее стабильность. Мы практически не изменились. Не изменили себе. Занимаемся тем же самым, таким же точно образом. Просто пытаемся оптимизировать бизнес, но выражение лица при этом стараемся не менять — вот это я считаю самым важным. Стиль и дух нашей компании остались прежние. Не факт, что это хорошо. Но это нам нравится... В чем „изюминка“ MICS? Она стабильна и надежна для всех своих партнеров, она с увлечением относится к ним, строит с ними не только успешный бизнес, но и проверенные годами дружеские отношения».

Разумеется, MICS не избежала и неудач. Владимир Лисогорский называет две, по его мнению, самые серьезные. Во-первых, компания не воспользовалась преимуществами середины 90-х, вела себя довольно пассивно, а «надо было больше внимания уделять работе». Во-вторых, не предвидели кризис 2008 г.: «В принципе мы были к нему готовы и финансово, и юридически, все было защищено контрактами, финансированием. Но, видимо, отнеслись к этой угрозе легкомысленно, так как не учли риски именно российского рынка, потому что, как выяснилось, наши контракты с партнерами ничего не значили. У страны было столько проблем, что все наши потери и выигранные иски никого не интересовали».

Рассказывая о своей компании, Владимир Лисогорский часто использует слово «стабильность». Понятие очень широкое, но для него стабильность — это прежде всего стабильный рост бизнеса. Его принцип планирования — расти вдвое быстрее рынка. Правда, поведение рынка часто непредсказуемо, а последним достаточно спокойным годом, когда можно было предугадать его динамику, был 2007-й. По словам Лисогорского, в такие спокойные годы бизнес MICS растет в среднем на 30–40%. В 2010 г. он вырос примерно на 90% по отношению к кризисному 2009 г. В 2011 г. в компании планируют +45% к предыдущему году.

Такая стабильность его устраивает, и свою мечту он формулирует так: «оставаться лучшей дистрибьюторской компанией, невзирая на бури и невзгоды, и по аналогии с тостом: как минимум еще столько же», т. е. 20 лет стабильного роста.

Автор: Александр Плитман



Источник:    CRN/RE

14 ноября 2011 г.

<< Пресса о MICS

ГЛАВНАЯ О КОМПАНИИ
История
Наши партнеры
КАТАЛОГ НОВОСТИ
Новые поступления
Новости поставщиков
Обзоры
События
Пресс Центр
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Программы MICS
Программы вендоров
Партнерские программы
ПОДДЕРЖКА ПАРТНЕРОВ
Как стать партнером
Сервисные центры
Гарантийное обслуживание
ФИЛИАЛЫ
MICS-Поволжье
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обратная связь
Карьера в MICS