В конце ноября в подмосковном отеле «Атлас-Парк» состоялся очередной, уже 11-й, IT-форум: в этом году под названием «Российский ИТ-рынок 2011: стратегии роста и повышения эффективности компаний».
Прошло ровно четыре года после предыдущего 10-го, юбилейного, IT-форума, который проходил в те же дни конца ноября и в том же месте. Кризис нарушил традицию ежегодного проведения этих мероприятий. Но темная полоса всегда сменяется светлой (или хотя бы менее темной)...
Организатор нынешнего IT-форума — редакция CRN/RE, соорганизаторами выступили ассоциации АП КИТ, АКСИТ (Екатеринбург), ДВ АПИТ (Хабаровск), ПАПИТ (Пермь), ТомКИТ (Томск), «Компьютерная Самара», Комитет по информационным технологиям Алтайской торгово-промышленной палаты.
Конференция открылась кратким приветственным словом организаторов — Николая Федулова, издателя группы ИТ издательского дома «СК Пресс», и Элины Золотовой, главного редактора и издателя CRN/RE.
Пленарная программа началась с выступления Радмило Лукича, учредителя фирмы Pinta Lab, директора компании Salecraft. Основной посыл его выступления-тренинга — хватить порхать на рынке, пора парить, и этого можно добиться, изменив правила игры. Действительно, в реальном бизнесе соотношение прилагаемых усилий и получаемых результатов чаще всего неадекватно. Большинство компаний безостановочно «машут крыльями», порхают, не меняя тактики действий, и в результате лишь «выживают» на рынке. Но мы можем сами поменять правила игры, поймать «воздушной поток» и начать парить. Этот бизнес-консультант уже не первый раз выступает на IT-форумах CRN/RE, но каждое его выступление «заряжает», не оставляя равнодушным никого из слушателей. «Как всегда зажигательно. Кое-что из предложенного, вполне возможно, применю в своей работе», — сказал Сергей Пак, коммерческий директор компании «Интант» (Томск).
В следующем докладе, «Эволюция ИТ-бизнеса: от наблюдения за рисками к управлению рисками», Михаил Трейвиш, президент Агентства рейтингового мониторинга «ОмниГрейд», постарался изложить системный подход к всевозможным рискам, присущим ИТ-бизнесу. На новых рынках, к которым относится и ИТ-рынок, возникают и новые риски, что вполне не новость. Их сложнее обнаруживать, еще сложнее ими управлять — это тоже ожидаемо. В то же время, как считает докладчик, управление рисками может привести не только к ликвидации соответствующих угроз, но и к завоеванию самих рынков. Выводы интересные, хотя и спорные, жаль, что не было конкретных примеров, как это работает в реальности, посетовал Максим Афонасьев, директор компании «Аксус-Самара».
Замыкала пленарную программу церемония награждения победителей рейтинга «Лучшие ИТ-дистрибьюторы 2011» (результаты рейтинга опубликованы в спецвыпуске CRN/RE №5/2011). Спонсорами церемонии выступили APC by Schneider Electric и SVEN.
Основную часть IT-форума заняли панельные дискуссии, «круглые столы» и мастер-классы, проходившие в рамках трех секций.
В секции №1 «Тенденции ИТ-рынка» первым шел «круглый стол», посвященный облачным вычислениям.
Безусловно, сегодня это одна из самых модных тем, особенно среди вендоров. Являются ли «облака» угрозой для канала сбыта или открывают новые возможности? Когда можно будет зарабатывать на «облаках» и как именно? Эти вопросы интересуют (должны интересовать!) многих. Тема огромная, и, наверное, выделенных полутора часов было слишком мало для глубокого обсуждения, несмотря на то, что ведущий «стола», Михаил Козлов, управляющий партнер «Развитие Бизнеса/Ру», постарался затронуть наиболее актуальные вопросы. В частности, по мнению Артема Кучинского, руководителя группы компаний ЮСК (Ростов-на-Дону), слишком много времени было потрачено на теоретическую часть и мало на освещение и обсуждение практики этого подхода.
Предметом обсуждения за следующим «круглым столом» стали планшетные компьютеры (спонсор ViewSonic). Хотя эти устройства появились на рынке как сугубо потребительские, но, похоже, у них есть и корпоративное будущее, может быть, вполне успешное. Ведущая Светлана Белова, заместитель главного редактора CRN/RE, направила дискуссию именно в это русло — применение планшетов в корпоративных ИС и возникающие здесь проблемы. Тема потенциально интересная, хотя акцент на применении планшетов в корпоративной среде пока представляется преждевременным, считает Анатолий Третьяк, менеджер по дистрибуции компании ViewSonic.
«Клиент всегда прав» — казалось бы, аксиома бизнеса. Но всегда ли? Ольга Мельник, редактор CRN/RE и Intelligent Enterprise, ведущая дискуссии, посвященной управлению отношениями с клиентами (спонсор «Microsoft Россия»), сосредоточила внимание на таких вопросах, как исследования оценки качества этих отношений, применимость стандартов и формальных процедур, превращение «довольного» клиента в «лояльного» и др. Этот «круглый стол» был первым в рамках секции «Бизнес-практикум». Тон «круглому столу» задало выступление Наталии Болдыревой, руководителя департамента стратегических проектов «Microsoft Россия». «Интересно, хотя считаю, что от заявленного вопроса несколько ушли в сторону. Понравились выступления региональных компаний — АТТО и ИВК — и вообще вовлеченность участников в дискуссию. Понравилась затравка от Microsoft», — отметил Антон Черепахин, директор по продажам «Марвел-Дистрибуция».
Темой мастер-класса, организованного коммуникационным агентством «А-ТАК» (ведущая Елена Сорокина, руководитель агентства, соавтор книги «В социальных сетях. Twitter: 140 символов самовыражения»), стал маркетинг в социальных сетях. Что это такое и как относиться к этому виду маркетинга — как к преходящей моде или как к реальному, эффективному инструменту продвижения? Дело это новое, и неудивительно, что некоторым слушателям хотелось бы большей привязки к «жизни». Интересная тема для дальнейшего изучения, подчеркнула Юлия Зингер, президент компании «ХардЛайн» (Саратов), но отметила, что не было конкретного материала от компаний среднего уровня, т. е. уровня участников IT-форума. Все-таки маркетинг — это не нечто отдельное, а инструмент продаж, но этой взаимосвязи показано не было, считает Павел Володин, генеральный директор компании «Биллион».
Тема следующей дискуссии называлась лаконично — «Продажа ИТ-компаний» (спонсор Advance Capital). Ее основное содержание можно сформулировать тоже лаконично: что/кому/зачем/как продавать и что/у кого/зачем/как покупать, чтобы при этом не просчитаться? Ведущий Николай Федулов пригласил на этот «круглый стол» ветеранов российского ИТ-рынка: Георгия Генса (ЛАНИТ), Сергея Гирдина (ГК «Марвел»), Леонида Гольденберга (ГК «Систематика»), Александра Ямницкого (ELKO). «В багаже» у каждого крупные (по меркам нашего ИТ-рынка) сделки M&A, поэтому им было что рассказать «на личном примере». И они рассказывали — интересно и эмоционально. Большое внимание участников привлекла и презентация Александры Сороко, вице-президента Advance Capital, о сделках M&A на ИТ-рынке. «Великолепно очищает мозги от многих иллюзий», — одобрительно отметил Сергей Пивнев, исполнительный директор НКО ПАПИТ, председатель совета директоров ИТ-ассоциаций России. Послушать было интересно, но объединение, продажа и покупка бизнеса — это удел тех, кто может себе это позволить, а таких ИТ-компаний на рынке немного, посетовал один из слушателей.
Чтобы лучше раскрыть тему «Оценка и эффективная мотивация менеджеров высшего и среднего звена в ИТ-компаниях» (организатор — Центр компетенций Merlion), приглашенные эксперты Юрий Вировец, президент компании HeadHunter, и Александр Глушков, директор по персоналу компании Merlion, решили прибегнуть к форме деловой игры. «Организационная идея — супер! Но времени на сам процесс исследования, на подведение итогов маловато», — считает Павел Володин, генеральный директор компании «Биллион»
Третья секция, «Взаимоотношения в канале», началась с дискуссии на тему, наверное, самую близкую и понятную подавляющему большинству участников IT-форумов, — «Меняющаяся роль ИТ-дистрибьюторов». Действительно, отношения в канале сбыта не стоят на месте, меняясь под влиянием разных факторов — развития ИТ, их консьюмеризации, изменения условий ведения бизнеса и др. Каковы текущие тенденции развития дистрибуции и что на самом деле сейчас нужно дилеру от дистрибьютора?
«Очень представительный состав, все по делу» — так оценил этот «круглый стол» Игорь Матюхин, коммерческий представитель Synology в России и странах СНГ. Действительно, в нем приняли участие руководители 11(!) ведущих дистрибьюторских компаний. Они высказали много важных и интересных соображений, к сожалению, для обсуждения сказанного осталось очень мало времени, что не очень понравилось аудитории. Возможно, и самим дистрибьюторам, как, например, Дмитрию Русину, вице-президенту OCS, хотелось услышать больше мнений «из зала».
Последний «круглый стол» в секции №3 «Репутация. Правила игры на рынке: кто устанавливает, кто за ними следит» (ведущий Николай Комлев, исполнительный директор АП КИТ) был посвящен прежде всего защите групповых интересов участников ИТ-рынка и роли «Этической хартии руководителей ИТ-компаний» (по данным АП КИТ, к настоящему времен ее подписали около 70 компаний). Обсуждение было весьма заинтересованным, а поднятые вопросы не всегда простыми. Например, встанет ли ИТ-сообщество, в частности АП КИТ, в случае необходимости на защиту региональной компании? Почему некоторые крупные ИТ-компании в Москве ведут себя не так, как в регионах? Вообще, вопрос установления равноправных партнерских отношений между столичными и региональными компаниями, по мнению Валерия Бордюже, президента НП «Уральский компьютерный форум» (Пермь), является очень важным. Как сообщил Бордюже, обсуждение этого вопроса продолжилось затем на заседании совета директоров ИТ-ассоциаций, в который наряду с АП КИТ входят региональные и нишевые ИТ-ассоциации.
Дневные часы проходили в обсуждениях, но вечерами участники IT-форума были тоже заняты — на «торжественных приемах». Сначала по случаю награждения победителей рейтинга «25 лучших региональных ИТ-компаний» (см. CRN/RE № 12/2011, спонсоры награждения: Koodoo Technologies, Landata, Merlion, MICS, «Тайле»). Затем в честь 15-летия CRN/RE (спонсоры: ASBIS, ELKO, «Марвел», Merlion, MONT, OCS, Treolan).
В течение двух рабочих дней IT-форума его посетили около 190 человек. Большинство участников, ответивших на разосланную организаторами анкету, оценивая IT-форум’2011 в целом, поставили оценки «4» и «5». Понравились прежде всего дружественная обстановка, «атмосфера», хорошая организация.
Если говорить о пожеланиях на будущее, то стоит отметить два наиболее важных.
Первое касается программы конференции. По мнению некоторых участников IT-форума, она должна в большей степени учитывать текущее состояние и ближайшие, не самые позитивные, перспективы рынка. «Наверное, это следствие состояние рынка. И, наверное, правильнее было бы эти тенденции и вскрывать, и обсуждать на форуме, так как это волнует всех. Как будет складываться ситуация в следующем году? Как увернуться от ударов? Как построить политику компании?» — предлагает Дмитрий Сизых, директор группы компаний «Крис».
Второе пожелание касается общения. Казалось бы, это мероприятие проводится ради общения, оно само и есть общение. Но... «Очень много времени было отведено на “слушать” и “кушать” и недостаточно на подвижные игры и обмен мнениями», — считает Владимир Графеев, директор «НТЦ Галэкс» (Барнаул).
Спонсорами форума выступили компании Auvix, Kingston Technologies, NETGEAR (спонсор регистрации), технологический спонсор — группа компаний DiGiS.