№15 (392), 30 октября 2012 года
Дистрибьюторы о ситуации на российском рынке ноутбуков
Мы попросили представителей дистрибьюторских компаний ответить на ряд вопросов.
- Какие основные тенденции рынка ноутбуков вы могли бы отметить? Можно ли говорить о насыщении рынка этими устройствами? Как, по вашим оценкам, обстоят дела с «уходом» товара с полок и с продвижением продукции внутри канала продаж с одного уровня на другой? Что в настоящий момент является «драйвером» данного рынка, а что «тормозом»? Какие внешние факторы помогают или мешают достичь тех показателей, которые планировались производителями ноутбуков на этот год?
- Изменилась ли ваша оценка рынка ноутбуков на 2012 г. по сравнению с оценкой начала года? Если да, то каковы отличия, насколько был переоценен этот сегмент рынка в начале года? Из-за чего это произошло? Если нет, то почему?
- Какие действия со стороны вендоров, дистрибьюторов, канала продаж могли бы помочь в решении проблемы? И можно ли ее вообще решить силами канала или придется ждать «пока само распродастся»?
Владимир Лисогорский, генеральный директор MICS:
1–2. На сегодняшний день коренным образом ничего не изменилось по сравнению с предыдущими годами. Та же сезонность, та же не очень сильная, но и не очень слабая экономика, те же любящие ходить по магазинам, а в унылую погоду сидеть перед экраном телевизора люди. По моему мнению, изменилась лишь структура рынка. Если вчера одним из основных потребителей был консьюмер — продвинутый юноша, гламурная девушка, любящие родители, пытающиеся не отставать от времени пенсионеры, то теперь им нужны смартфоны в первую очередь, «таблетки» — во вторую. Да и денег не прибавилось. Поэтому сезон BTS для ноутбуков практически не состоялся, спрос существенно «сдулся», да и часть продаж отошла к другой продукции.
Основной потребитель ноутбуков — бюджетные организации, подход которых к компьютеризации практически не изменился, лишь часть десктопов заменяется портативной техникой.
Таким образом, по моим оценкам, рынок ноутбуков в 2012 г. может и вырасти, но за счет корпоративных закупок, бюджет на эту технику в этом году выделен значительно больший, нежели в прежние годы. Но рост вряд ли превысит 10–15%.
Сегодня ситуацию с ценами можно назвать очень плохой из-за того, что те, кто рассчитывал на значительный рост продаж ноутбуков именно в ретейле, ошиблись. Кроме того, аналитические агентства дали завышенные оценки. В итоге консьюмерский рынок не вырос, а продукции на него выделено в расчете на приличный рост. Это накладывает отпечаток на весь рынок ноутбуков, а не только ретейл.
3. По моему мнению, необходимо совместно с производителями заняться администрированием рынка. Надо напрячься нам, напрячь их (всеми возможными способами) и «ждать „пока само распродастся“».
|