Проблема дебиторской задолженности остается по-прежнему острой. Как решают ее различные компании?
Комментирует Алексей Безруков, заместитель генерального директора Дистрибьюторской компании MICS:
По итогам 2008 г. доля ПК и ноутбуков в обороте компании составила 64% , принтеров, МФУ, копиров и сканеров - 14%, мониторов - 11%, телевизоров и проекторов - 7,5%, сетевого оборудования, цифрового фото, мультимедиа, ИБП и компьютерных аксессуаров - 3,5%.
«Прежде всего необходимо определиться, что такое «проблемный дебитор». Раньше такая категория включала в себя в основном компании, испытывающие временные трудности с оплатой поставок, но при этом продолжающие активно вести бизнес. Отношение к ним было в целом терпимое. Они не утрачивали условный статус «партнера», сотрудничество с ними в большинстве случаев не приостанавливалось, и условия работы существенно не пересматривались.
Сейчас ситуация иная. Временные трудности испытывают практически все, прилагая усилия для продолжения бизнеса. Поэтому «проблемными» мы склонны считать тех дебиторов, кто, по «оперативным» данным, имея возможность расплачиваться более-менее в срок, на деле не исполняет обязательств и пытается все списать на пресловутый экономический кризис. Одновременно такие дебиторы выводят активы, либо перепрофилируются, либо продолжают вести бизнес, прибегая к смене юридических лиц.
В этой связи следует упомянуть о некогда крупной сети компьютерных магазинов «Комтек» (ООО «Комтек-Компьютерз», Иркутск), подавляющее большинство исков к которой было удовлетворено (в том числе и иск нашей компании), что, тем не менее, не привело к возврату денежных средств в полном объеме. Кредиторская задолженность внушительных размеров (десятки миллионов рублей) возникла у сети весной-летом 2008 года вследствие резкой активизации по получению товаров на кредитных условиях. Примечательно, что на этом фоне владелец Алексей Артюхов в интервью СМИ говорил: «Компьютеры для меня сейчас не основной бизнес. Становятся не основным. Ухожу потихоньку в недвижимость, это интереснее!» («Иркутские кулуары», №2 /май-июнь/, 2008). Осенью 2008 г. Артюхов принял решение о ликвидации компании, весной этого года она признана банкротом.
Сходные обстоятельства имеются, на наш взгляд, и в ситуации вокруг ООО «Тэнфолд Групп» (Москва), владельцы и руководители которого еще зимой 2008-2009 гг. интенсивно получали у дистрибьюторов товарные кредиты, а в марте 2009 г. приняли решение о банкротстве компании с общим объемом долгов более 170 миллионов руб.
Очевидно, что подобное поведение никто не может считать партнерским, не говоря уже о более чем вероятной уголовно-правовой квалификации таких действий.
Да, мы все активнее переносим решение вопросов с дебиторской задолженностью в правовую плоскость. В частности, были удовлетворены наши иски к ООО «Информатика Дистрибуция» (Ростов-на-Дону), ЗАО «Аркис» (Москва), ООО «Домотехника» (Самара), ООО «ТехноСити» (Тюмень), ООО «Саунд Лайн» (Москва); мы участвуем в процедурах банкротства компаний «Комтек», «Тэнфолд», «Арсиситек» (Барнаул).
Но, подчеркнем, практические шаги с целью судебного урегулирования претензий мы рассматриваем как крайнюю, вынужденную меру. В текущих условиях без взаимной помощи и понимания проблем другой стороны не удержаться никому, поэтому большинство вендоров, дистрибьюторов, дилеров и реселлеров стремятся оказывать друг другу максимальную поддержку.
Предметами исков, поданных компанией MICS, в подавляющем большинстве случаев является взыскание задолженности в связи с просрочкой оплаты поставленных товаров. При этом мы не злоупотребляем своими правами кредитора, например, начислить неустойку за весь период срока исковой давности по обязательствам, исполненным с просрочкой. В ходе судебного разбирательства предпринимаются меры по реструктуризации и погашения задолженности всеми возможными способами. В этой связи хотелось бы с сожалением отметить, что далеко не все должники проявляют цивилизованный подход к ситуации, когда кредитор подает иск, одновременно предлагая ответчику заключить в суде мировое соглашение. Многие дебиторы готовы вести конструктивный диалог лишь до предъявления претензии и подачи иска, воспринимая введение в отношении них официальных процедур фактически как оскорбление.
Рынок нуждается в стабильности, кредиторы нуждаются в возврате денег, поэтому дистрибьютор не заинтересован «утопить» должника, а, наоборот, стремится всячески поддержать его «на плаву». С другой стороны, мы активно препятствовали и будем в дальнейшем противостоять попыткам преднамеренного банкротства компаний с целью ухода от ответственности.
Стоит отметить, что все чаще по отношению к недобросовестным неплательщикам дистрибьюторы занимают солидарную позицию, совместно прорабатывая возможность применения мер уголовно- и гражданско-правового характера в отношении не только руководителей и номинальных владельцев компаний, но и фактических бенефициаров, что стало возможным благодаря последним изменениям в действующем законодательстве и складывающейся судебной практике. Однако огорчает то, что дистрибьюторы не до конца открыты друг для друга в этих вопросах – большая прозрачность и согласованность действий способствовали бы поиску более эффективного и быстрого выхода из сложных ситуаций».