За минувшие два года компаниям пришлось сдать немало экзаменов на жизнестойкость. Не все игроки канала сбыта выдержали эти испытания, но ключевые дистрибьюторы доказали свой профессионализм, сумев сохранить свои позиции. А некоторые даже укрепили их. К числу таких успешных игроков можно отнести и компанию MICS.
Об основных результатах 2010 г., стратегии работы компании и текущей ситуации на рынке ИТ-дистрибуции рассказал в интервью первому заместителю CRN/RE Константину Геращенко генеральный директор MICS Владимир Лисогорский.
CRN/RE: Как вы оцениваете ситуацию на российском ИТ-рынке? Можно ли сказать, что кризис уже позади?
Причины этого очевидны. Во время острой фазы кризиса все понесли значительные убытки и не заработали тех денег, которые планировали. В этот период конкуренция даже снизилась. Во-первых, некоторые дистрибьюторы ушли с рынка, игроков стало чуть меньше, правда ненамного. В 2009 г. почти все компании проявляли повышенную осторожность, вели бизнес более аккуратно. Никто не знал, как долго продлится острая фаза кризиса и что ожидает его фирму через квартал-другой. Поэтому игроки сбавили обороты, что и привело к уменьшению конкуренции в 2009 г. Одновременно с этим в первые месяцы кризиса исчезло давление на канал со стороны вендоров, так как спрос на продукцию резко упал, начались невозвраты платежей, потребление сократилось. Это заставило производителей пересмотреть свои планы на 2009 г. в сторону существенного уменьшения.
А когда рынок стал понемногу оживать, вендоры бросились наверстывать упущенное. Всплеск их активности пришелся на 2010 г. Спрос начал восстанавливаться к концу 2009 г., но поскольку кризис повлиял на бизнес всех компаний в глобальном масштабе, у поставщиков в то время не было возможности удовлетворить возросшие потребности рынка. Поэтому 2009 г. прошел относительно спокойно. А в 2010 г. вендоры уже нарастили производство и заметно активизировались. Кроме того, на рынок вышли новые, мало известные производители, что и привело к нарушению того баланса, который сложился в докризисный период. Тогда все участники канала строили свои планы и прогнозы, благодаря чему рынок развивался более-менее планомерно. Но в прошлом году произошел неконтролируемый всплеск: темпы выпуска продукции выросли, и вместе с этим у вендоров появилось желание увеличить объем продаж. В совокупности это превысило реальные возможности рынка, что и привело к существенному снижению прибыльности дистрибьюторского бизнеса.
Игроки канала были поставлены в непростые условия. Вендоры запланировали довольно большие объемы продаж, а дистрибьюты в случае невыполнения плана могли лишиться контракта или не получить рибейтов. Понятно, что при таких условиях конкуренция переместилась в канал сбыта. Единственным способом выживания для дистрибьюторов стало снижение маржи. Но это не значит, что если ты снизил маржу на 1–2%, продукцию у тебя сразу же начнут покупать. Просто твоя компания догонит конкурента или же предложит чуть более выгодные на данный момент условия. Поэтому маржа упала практически у всех.
Полный текст интервью читайте здесь.